Пограничные войска отвечали за охрану границ СССР. Их обязанности варьировались от предотвращения незаконного перемещения людей и материалов через советские границы до обеспечения соблюдения законов о браконьерстве и управления иммиграцией, до полномасштабной борьбы с повстанцами и позиционной обороны против вторгающихся армий.
Пограничные войска были первыми, кто сопротивлялся немецкому вторжению в 1941 году и сражался с китайцами вдоль рек Амур и Уссури в конце 1960-х годов. Они также участвовали во многих более мелких сражениях с афганскими партизанами и исламскими боевиками в последние годы Советского Союза.
В их рядах были представлены все рода войск: от пехоты, бронетехники, артиллерии, авиации, администрации и логистики до морских сил. За исключением морских пограничных подразделений, которые носили военно-морскую форму с зеленым кантом, пограничные войска были мгновенно узнаваемы по их отличительным фуражкам с зеленым верхом.
Этот уникальный знак отличия оставался неизменным с 1923 года (и продолжает существовать в России по сей день). Еще одной уникальной особенностью фуражок советских пограничников было постоянное использование ворсовой шерсти в качестве ткани для тульи на протяжении всей советской эпохи после Второй мировой войны. Все остальные службы перешли на безворсовые шерстяные смеси для тульи к 1969 году.
Хотя официально пограничники входили в состав КГБ на протяжении большей части своего послевоенного существования, они отличались от других формирований КГБ формой.
Фуражки солдат и офицеров пограничной службы 1935-1954 гг.
Вплоть до 1955 года все военнослужащие пограничной охраны ниже генеральского звания носили фуражку одного и того же стиля,. Эта фуражка 1954 года является одной из последних, произведенных с козырьком в форме лопаты (закругленные, полукруглые козырьки стали стандартом в армии в том же году).
Эта фуражка использовалась на все случаи жизни: полевая служба, повседневная служба и парад. Пограничники были исключением из правила, поскольку призывники не носили пилотку в качестве повседневного головного убора. Даже в бою пограничники обычно отказывались от касок в пользу этой отличительной фуражки.
Фуражка включает в себя традиционные цвета Пограничной охраны, восходящие к 1920-м годам — ярко-зеленая тулья, темно-синяя (не черная — хотя иногда кажется, что это так) полоса и пурпурный (фиолетово-розовый цвет, также известный как малиновый) кант. Тулья — маленькая, в стиле 1935, а козырек — квадратная форма из ДВП, использовавшаяся до 1955 года.
Как было стандартом для фуражек в то время, она крепится к черному клеенчатому подбородочному ремню, удерживаемому двухкомпонентными штампованными металлическими пуговицами армейского образца. Красиво покрытая горячей эмалью, цельная стальная красная звезда с латунным покрытием также является стандартной для этого периода.
Фуражки солдат пограничной службы 1955-1968 гг.
Фуражка почти идентична описанной выше, но имеет закругленный козырек, который вступил в строй в 1954 году и оставался стандартным с тех пор. Этот козырек, как обычно, сделан из черного лакированного ДВП и имеет два рельефных обода по внешнему краю, которые были стандартными до середины-конца 1970-х годов (когда один обод стал нормой).
Цвета остаются прежними, включая пурпурный кант, как и черный подбородочный ремень и позолоченные армейские пуговицы.
Красная звезда также является более старой версией из цельной эмали и латуни/стали. Алюминиевые версии этой звезды начали появляться только около 1963 года.
Фуражки офицеров-пограничников 1955-1957 гг.
Как и другие службы безопасности, после того как Министерство обороны приняло новую офицерскую парадную форму, так называемую форму «Жукова» в 1955 году, Пограничная охрана быстро выпустила свои собственные правила для такой формы.
Хотя куртка была серой, как и у всех других службы, за исключением ВВС, Пограничная охрана была уникальна тем, что не приняла соответствующую серую фуражку. Вместо этого они модифицировали свою существующую зеленую фуражку. Изменения включали новую двухкомпонентную парадную эмблему (кокарда офицеров 1955 с отдельным штампованным латунным венком из «лавровых листьев»).
Теперь были разрешены золотые филигранные шнуры которые раньше носили только генералы. Штампованные латунные (позже алюминиевые) листья нового образца были прикреплены к черному козырьку из ДВП. Эта фуражка просуществовала недолго, потому что когда маршала Жукова сменили на посту министра обороны, «жуковская» форма тоже исчезла.
Вариант этой фуражки носили летчики Пограничной охраны. Все элементы были прежними, за исключением добавления «крыльев» в стиле ВВС к тулье. Еще более интересным был тот факт, что эти офицеры носили модифицированную темно-синюю куртку ВВС Жукова (вместо серой), но с зеленой окантовкой.
Фуражки офицеров-пограничников 1975-1980 гг.
Изготовленная в 1979 году, эта фуражка имеет большую тулью модели 1969; на 0,5 см. выше спереди и больше по окружности. Цвета остались такими же — ярко-зеленый верх, темно-синяя полоса и малиновый кант.
Фактически, это была одна из последних фуражек с малиновым кантом, в 1980 году кант был изменен на красный. Кокарда офицера 1955 идентифицирует ее как повседневную фуражку — парадно-выходные фуражки имели большую парадную эмблему 1969, показанную ниже.
Впервые введённые в 1969 году служебные фуражки офицеров все еще использовали черный подбородочный ремень, золотые филигранные шнуры были разрешены на повседневных фуражках только после 1975 года.
Козырек из фибрового картона все еще был стандартным в 1979 году, хотя это одни из последних лет, когда козырьки изготавливались с двумя рельефными кантами вдоль внешнего края. Вскоре после этого козырек с одним кантом стал стандартным.
Фуражки солдат-пограничников 1980-1991 гг.
Это более поздняя версия фуражки образца 1969 года для рядовых и сержантов-срочников (сержанты сверхсрочной службы носили фуражки офицерского образца). Изготовленная в 1988 году, она теперь имеет красный кант вместо пурпурного, использовавшегося до 1980 года. Зеленая ворсистая шерстяная тулья и темно-синяя шерстяная околыш остались прежними.
Фуражка также крепится к пластиковому козырьку с черным пластиковым подбородочным ремнем — обе особенности фуражек, изготовленных в конце 1980-х годов. Эмблема та же, что была введена для призывников в 1969 году для парадно-выходной формы. Только войска пограничной охраны обычно носили эту же фуражку и для повседневной службы.
Хотя эта эмблема сделана из одной детали, при первом ее введении алюминиевая звезда и венок были отдельными частями, скрепленными вместе.
Фуражки офицеров-пограничников 1980-1991 гг.
Изготовленная в 1989 году, эта фуражка почти идентична солдатской, но с парадной эмблемой офицера 1969 и золотыми шнурами. Поскольку она датируется после 1980 года, у нее также есть красная окантовка.
Шнуры удерживаются двумя позолоченными пластиковыми пуговицами, отлитыми с выпуклой армейской звездой. Пластиковые пуговицы стали стандартом для производства в конце 1980-х годов.
Козырек также пластиковый. Хотя, по-видимому, они дешевле в производстве, чем ДВП, эти козырьки, к сожалению, очень подвержены царапинам.
Фуражки офицеров пограничной авиации 1980-1991 гг.
Еще одна более поздняя фуражка пограничной охраны — датированная 1986 годом — практически идентична только что описанной фуражке, за исключением эмблем. Цельная эмблема, прикрепленная через тулью, является стандартной эмблемой, которую носят офицеры ВВС на своих служебных фуражках.
Крылья на тулье также были стандартными для ВВС. Эта комбинация была разрешена для летающих офицеров пограничной охраны; как вертолетов, так и самолетов. Такие же авиационные эмблемы могли носиться на фуражках пограничной охраны, датируемых 1940-ми годами.