Фуражки советской армии танковых войск и артиллерии ВС СССР

фуражка ВС СССР

Фуражки артиллерийских, танковых и автомобильных войск СССР 1935-1954

Черные околыши с красным кантом в этот период обозначали артиллерию, танковые войска или автомобильные (также известные как мототранспортные) войска. Офицерам танковых и мототранспортных войск в этот период были разрешены черные бархатные околыши, но рядовым и сержантам полагались околыши из простой черной шерсти, как показано здесь.

фуражка ВС СССР

Эта фуражка также имеет маркировку подразделения на внутренней стороне хлопковой подкладки — еще один знак фуражки рядового или сержанта. Офицеры покупали свои фуражки в магазинах или делали на заказ, поэтому у них не было нужды в маркировке. Козырек имеет форму лопаты с двумя параллельными гребнями, указывающими на производство до 1955 года, звезда — красная эмалированная сталь, пуговицы и подбородочный ремень являются стандартными для того времени.

Только офицерам танковых или механизированных (автомобильный транспорт и самоходная артиллерия) или прапорщикам разрешалось носить показанный здесь черный бархатный околыш фуражки в этот период.

фуражка ВС СССР

Красная окантовка вместе с черной окантовкой была вторичным цветовым обозначением этих типов войск. Звезда 1937/47, латунные пуговицы и клеенчатый подбородочный ремень являются стандартными для всего личного состава; хотя темно-зеленая (более светлая хаки) шерстяная тулья обычно была особенностью офицерских фуражек.

Однако закругленный (полукруглый) черный козырек из фибрового картона необычен — учитывая проштампованную дату производства 1949 год. С 1935 по 1946 год армейские козырьки должны были иметь форму лопаты. Затем, в 1947 году, правила предписали новое производство с закругленными козырьками . Однако это не понравилось некоторым старшим командирам Советской Армии, и в 1948 году производство снова переключилось на козырьки в форме лопаты. Эта форма оставалась стандартной до конца 1954 года, когда армейские козырьки раз и навсегда вернулись к округлой форме.

Конкретная фуражка может представлять собой производителя, выполняющего производственный заказ 1949 года всем, что было под рукой (в т. ч. козырьками модели 1946 года) — очень распространенное явление в истории советского производства. Этот факт сам по себе объясняет значительное разнообразие красителей, тканей, отделки и шитья, которые можно встретить. У военных имелись офицеры по контролю качества, назначенные на все заводы, производящие военную продукцию, но не все инспекторы были настолько добросовестными.

Однако эта фуражка, скорее всего была заказана с козырьком такого стиля, отражающим предпочтение самого офицера — независимо от правил! Советская Армия, кажется, допускала больше вариаций в деталях униформы, чем большинство западных армий.

Фуражки танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1955-1957 гг.

фуражка ВС СССР

Фуражка отличается черным бархатным околышем и красной окантовкой, что указывает на то, что ее носили офицеры танкисты, артиллерии или автомобильного транспорта. В то время как офицеры-танкисты и автомобилисты имели право носить черные бархатные околыши еще до Второй мировой войны, артиллеристам это право впервые было предоставлено в правилах 1955 года. Как и в случае с другими парадными фуражками 1955, тулья собирается из серой ворсовой шерсти, околыши крепятся к новой двухкомпонентной кокарде, а листья прикрепляются через козырек.

Изготовитель этой фуражки — «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» в Москве был одним из крупнейших производителей фуражек советской эпохи и, наряду с фабрикой «КРАСНЫЙ ВОИН», чаще всего ассоциируется с парадными фуражками 1955.

Многие фуражки выпускались ​​на восточногерманских фабриках. Хотя это и не широко известно, многие советские офицеры, расквартированные в Восточной Европе, пользовались услугами местных портных и швейных фабрик, чтобы шить форму, погоны и фуражки в соответствии с советскими военными стандартами. Конечно, были некоторые различия в том, насколько эти стандарты соблюдались, в зависимости от доступности фактически произведенных в СССР тканей и аксессуаров. Однако часто эти фуражки было трудно отличить внешне от фуражек произведенных в СССР.

Если взглянуть на такую фуражку изнутри, можно увидеть соответствующий штамп, например «VEB HUTE UND MUTZEN» (Народная фабрика шляп и шапок) в Берлине. Единственным другим указанием на ее несоветское происхождение является использование серой налобной ленты в немецком стиле. Поскольку Группа советских войск в Германии была самой крупной, фуражки немецкого производства являются наиболее часто встречающимися из этих иностранных фуражек.

Фуражки танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1958-1968 гг.

Советские офицерские фуражки не изменились в стиле в период с 1955 по 1968 год, за исключением перехода от ворсованной шерстяной тульи к смешанной шерстяной с отчетливым «диагональным» переплетением нитей. Похоже, это произошло в течение нескольких лет в конце 50-х и начале 60-х годов. Следовательно, их могли продолжать производить и носить и в следующий период 1958-1968 годов. На самом деле, эта фуражка была фактически изготовлена ​​в 1953 году, но была модернизирована ранней офицерской кокардой 1955 — тем самым соответствуя правилам униформы 1955 года.

Тулья сделана из темной зеленовато-хаки ворсованной шерсти, часто ассоциируемой с офицерской парадной формой (для которой она могла использоваться до 1955 года). Черная бархатная лента и красная окантовка обозначали род войск и службу (помните: «род войск» характеризовал тип боевой единицы — например, танк, артиллерия и стрелковое подразделение; в то время как «служба» относилась к типам вспомогательных подразделений — например, инженерные, медицинские, железнодорожные и т. д.).

Кокарда первой модели из латуни и горячей эмали прикрепляется через ленту, а вместо золотых шнуров, которые носили с парадными фуражками, используется черный клеенчатый ремешок. Полукруглый козырек изготовлен из прессованного волокна (AKA древесноволокнистая плита).

фуражка ВС СССР

Эта конкретная фуражка была изготовлена ​​на швейной фабрике Самойловой в Ленинграде в 1961 году и демонстрирует типичные внутренние элементы офицерской фуражки.

Этикетка производителя имеет форму ромба — которая встречается на 90 процентах фуражек, изготовленных в 60-х годах или позже (штампованная маркировка была стандартом в 40-х и 50-х годах). Сравните это с этикетками производителя в форме слезы или подковы, которые обычно можно увидеть на фуражках, изготовленных для генералов.

Внутренняя подкладка — сатин, который «обычно» встречался на офицерских фуражках, в отличие от простого хлопка, используемого на солдатских фуражках.

Потница сделана из серой искусственной кожи (стандарт для фуражек советской эпохи), и это является одним из лучших способов идентификации подлинных фуражек. По какой-то причине, серый цвет редко используется современными бывшими советскими заводами — блестящие коричневые или черные повязки указывают на производство после 1991 года. Два оранжевых штампа указывают размер и год выпуска.

Двухсекционная алюминиевая кокарда, золотые шнуры, черный окрашенный козырек из ДВП и двухсекционные латунные и стальные пуговицы (пластиковые пуговицы появились в 1970-х годах) завершают комплектацию фуражки.

фуражка ВС СССР

Парадная фуражка танковых/артиллерийских войск — аналог повседневной. Единственное отличие — это черный бархатный ободок с красной окантовкой, который отмечает эти два рода войск. Тулья — из смеси шерсти цвета темного хаки, козырек — из фибрового картона, а позолоченная кокарда 1955 — ранняя латунная и эмалевая двухкомпонентная. Высококачественные двухкомпонентные латунные пуговицы удерживают золотые филигранные шнуры.

Фуражки, которые носили солдаты, назначенные в танковые, артиллерийские и автотранспортные части, отличались от офицерских фуражек как использованием звезды вместо кокарды, так и материалом, используемым для околыша. По уставу, призывники должны были носить простые черные шерстяные околыши, в то время как их офицерам были разрешены черные бархатные околыши.

Фуражки офицеров танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1969-1979 гг.

фуражка ВС СССР

Эта фуражка носилась на повседневной службе танковыми и артиллерийскими генералами. Модель 1969 с более крупной тульей, но в остальном она практически идентична тем, которые носили в конце 1950-х и начале 1960-х годов.

Она относительно простая; только с полностью позолоченной кокардой 1955, латунными пуговицами с Большой печатью СССР и позолоченными шнурами. Эта фуражка была заменена в 1980 году новой, с вышитой лентой из лавровых листьев.

 

фуражка ВС СССР

Светло-серая куртка и фуражка были разрешены для летнего ношения генералами с 1955 года, но до 1969 года служили альтернативной повседневной униформой летом. В правилах 1969 года она была повышена до парадно-выходной формы, предназначенной для ношения на официальных (но не парадных) военных и гражданских мероприятиях. Отражая ее более высокий статус, венок с 14 листьями теперь был вышит на околыше, окружая позолоченную кокарду генерала 1955.

Здесь показана фуражка, принадлежащая либо танковому, либо артиллерийскому генералу, что определяется по черному бархатному околышу и красной окантовке. Светло-серая тулья сделана из тонкой габардиновой ткани. Обратите внимание, что шнуры по-прежнему выполнены из золотой филиграни, а козырек — из черного лакированного ДВП, а не из кожи.

Внутренняя часть этих серых фуражек обычно такая же, как и на парадных зелёных фуражках. Однако большинство генеральских фуражек 1969 теперь маркировались годом изготовления (в данном случае снова 1970) — в отличие от тех, что были сделаны в 1950-х и начале 1960-х годов. Штампованный год изготовления продолжал быть стандартом на генеральских фуражках до конца 1980-х годов, когда его опять перестали указывать.

Хотя светло-серая парадная форма оставалась до 1991 года, ее фуражка (показанная здесь) была официально снята с производства в 1980 году в пользу зеленой фуражки.

фуражка ВС СССР

Генералы танковых и артиллерийских войск носили фуражку, показанную здесь, на параде в течение всего этого периода и с серой выходной формой после того, как серая фуражка была снята с производства в 1980 году. Эта фуражка датируется 1970 годом и поэтому представляет собой самую раннюю из серии 1969 с их более крупными тульями. Околыш из черного бархата, кант красный, а вся вышивка выполнена позолоченной проволокой. Пуговицы по-прежнему металлические.

Эта фуражка должна была быть постепенно выведена из эксплуатации в соответствии с правилами 1989 года, когда все генералы армии должны были носить красные полосы и канты. Однако, похоже, что это изменение не произошло до распада СССР в 1991 году.

Фуражки военнослужащих танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1980-1991 гг.

фуражка ВС СССР

В отличие от офицеров, рядовые и сержанты не носили зеленую форму для парада или парадных целей. Вместо этого они носили форму цвета хаки с открытым воротником, во многом похожую на офицерскую форму.

Однако призывники отличались рядом элементов формы. Самым ярким элементом на фуражке призывника позднего выпуска, показанной здесь, является кокарда, которая была введена в 1969 году. Первоначально отлитая из алюминия из двух частей, 99% используемых были цельными (как показано здесь).

Обратите внимание, что околыш сделан из простой черной шерсти, а не из черного бархата. Это было зарезервировано для офицеров избранных родов войск, хотя после 1980 года все больше и больше призывников, по-видимому, покупали собственные фуражки с бархатной оправой.

Подбородочный ремень из черного пластика, как и козырек, что снова указывает на то, что он был произведен в 1980-х годах.

Пуговицы из позолоченного пластика советского армейского типа.

фуражка ВС СССР

Эта фуражка выпущена в 1989 году, у нее пластиковый козырек, алюминиевая кокарда и золотые шнуры. Единственное отличие — пуговицы — они пластиковые. На этом этапе практически все пуговицы фуражек были пластиковыми.

Эту же фуражку, но с простым черным шерстяным околышем носили офицеры инженерных войск и других специальных войск, пока им тоже не разрешили носить черный бархат в 1980 году.

фуражка ВС СССР

Черная бархатная полоса обозначает владельца этой фуражки как офицера, прапорщика или старшего сержанта танка, артиллерии, автотранспорта или железной дороги. Хотя это и не было разрешено, другие офицеры специальных войск обычно тоже носили бархатные полосы в этот период, что, вероятно, привело к решению в 1980 году стандартизировать все офицерские фуражки с черными полосами на бархате.

Отличие этой фуражки в том, что у нее двухкомпонентные металлические пуговицы и черный окрашенный козырек из ДВП, а не пластиковый. Хотя дата стерта, это указывает на то, что эта фуражка была изготовлена ​​до 1985 года.

 

фуражка ВС СССР

Повседневная фуражка для генералов армии. Эта фуражка 1981 года выпуска несет уникальную вышивку, разрешенную для таких фуражек с 1980 года, после отмены серой выходной фуражки, которая имела похожую вышивку. Проволочная вышивка на фуражке отличается тем, что венок, окружающий кокарду, имеет всего 8 листьев, вместо 14, которые можно было увидеть на более ранней серой фуражке.

Остальная часть фуражки стандартная 1969 — черный бархат и красный кант, полностью позолоченная кокарда 1955, позолоченные пластиковые пуговицы генерала, золотые филигранные шнуры и черный козырек из фибрового картона.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *