История подразделений почётного караула
Практически все крупные воинские части могли (и создавали) почетные караулы для представления своих подразделений на парадах и церемониях, таких как присяга новобранцев, а также во время несения караула на почетных местах. Большую часть времени почетные караулы подразделения носили стандартную военную парадную форму в соответствии с их званием и службой.
Однако фуражки на этой странице представляют собой специально созданные головные уборы для постоянных почетных караулов, представляющих Министерство обороны и штаб-квартиры избранных военных гарнизонов и групп войск. Эти последние имели специальную эффектную форму, разработанную для того, чтобы произвести впечатление на иностранных высокопоставленных лиц и вызвать гордость у советских граждан, наблюдающих за государственными церемониями.
1-я отдельная рота почетного караула, приписанная к Московскому военному гарнизону, была самой заметной и известной Как самое «старшее» подразделение почетного караула в Министерстве обороны, они регулярно получали задания оказывать почести иностранным высокопоставленным лицам на государственных церемониях в Москве и выполнять караульные обходы на различных церемониях, включая парады по случаю годовщины на Красной площади, государственные похороны и, в конце советской эпохи, у Вечного огня Могилы Неизвестного Солдата (что интересно, большую часть периода холодной войны могила не охранялась, за исключением особых случаев).
Эта рота возникла еще в 1944 году с созданием дивизии НКВД «Дзержинский»; впоследствии в 1948 году она стала 465-й отдельной стрелковой ротой. После как минимум еще одной реорганизации она стала 1-й отдельной ротой почетного караула в 1956 году и подчинялась непосредственно коменданту Московского гарнизона.
Военный оркестр Почетного караула также подчинялся в это время Коменданту Москвы. Изначально общеармейский почетный караул, 1-я рота в 1960 году объединила взводы ВВС и ВМФ. Позднее рота Почетного караула была включена в 154-й отдельный комендантский полк, когда он был сформирован в 1979 году на базе существующего отдельного батальона Московского гарнизона и Почетного караула. Такая организация сохранилась до распада СССР.
Форма почётного караула
Сразу после войны рота Почетного караула Московского гарнизона носила стандартную парадную форму НКВД, включая фуражки с синим верхом. Это изменилось в 1955 году, когда персоналу роты была разрешена специальная форма стального цвета, примерно смоделированная по образцу новой офицерской парадной формы «Жуков», но с дополнительной позолоченной вышивкой и красными знаками различия.
Большой красный нагрудный пластрон с золотой окантовкой был самой яркой особенностью этой формы. Все члены Почетного караула носили одинаковые фуражки стального серого цвета с красным околышем и кантом (красные околыши использовались только на фуражках Почетного караула и генералов в этот период, стрелковые/мотострелковые войска носили малиновые до 1969 года). К середине 1960-х годов эта форма (иногда с небольшими изменениями) также стала общепринятой в ротах почетного караула, сформированных в Группах войск и отдельных военных гарнизонах в пределах СССР.
Крупные изменения произошли в составе 1-й Отдельной роты почетного караула Московского гарнизона в 1960 году, когда в неё были включены взводы других служб — ВВС (Военно-воздушные силы) и ВМФ (Военно-морской флот). В то время как взвод ВМФ носил слегка измененную форму ВМФ, личный состав ВВС принял форму, очень похожую на форму почетного караула армии, но с голубой (лазурной) тканью, заменяющей армейскую красную, в том числе на пластроне. Другие изменения включали символы ВВС на погонах и на фуражке, металлические крылья, прикрепленные к тулье, и двухкомпонентную кокарду ВВС 1955 на околыше.
Интересная вариация униформы почетного караула армии 1955 была задокументирована в роте почетного караула штаба ГСВГ (группы советских войск в Германии). Красные и черные знаки различия (включая пластроны и околыши) носились одновременно, предположительно, чтобы обозначить важность танковых войск для миссии ГСВГ. Однако, похоже, это была недолговечная инициатива, касающаяся только ГСВГ, поскольку не было найдено никаких положений, описывающих эту форму, и она, по-видимому, не распространялась на другие военные округа или группы войск.
За следующие годы в форму вносились небольшие изменения. Наиболее значимым из них стала замена красных звезд на околыше фуражки солдат на овальную кокарду офицера образца 1955 года.
Униформа роты почётного караула образца 1971
В 1971 году, вслед за постановлениями 1969/70 годов, которые изменили практически всю военную форму, 1-й отдельной роте почетного караула и образцовому оркестру почетного караула также была разрешена более «современная» форма; хотя потребовалось несколько лет, чтобы полностью внедрить ее.
Позднее распространили право носить эту специальную форму на подразделения почетного караула в группах войск и отдельных военных гарнизонах. Эта новая форма была похожа на форму общей армии, военно-воздушных сил и военно-морского флота; но со специализированными украшениями и аспектами офицерской формы, включенными в солдатскую форму.
Армейский взвод (сухопутные войска)
Офицеры, назначенные во взвод 1-й роты, носили парадную форму зеленого цвета, в то время как рядовые носили хаки. Офицеры Почетного караула отличались от своих коллег из линейных подразделений тем, что носили золотые аксельбанты, специальные нагрудные значки, специальные нарукавные знаки различия и вышивку на манжетах, а на фуражках — золотые металлические украшения на козырьке и специальный «солнечный луч» Почетного караула, введенный в 1971 году, прикрепленный, либо пришитый к тулье.
Униформа солдат и сержантов отличалась от обычной парадной формы рядовых тем, что включала погоны, обшитые золотым кружевом, и серебряные аксельбанты, вышитые нарукавные нашивки, петлицы с золотой окантовкой, а на фуражках — золотые шнуры и специальный «солнечный луч» Почетного караула.
Взвод ВВС
Как и их армейские коллеги, офицеры и рядовые Почетного караула ВВС носили форму, основанную на стандартной парадной форме службы с добавленными элементами, упомянутыми выше. Однако китель рядовых, хотя и с узором, похожим на армейскую версию цвета хаки, был сшит из той же темно-синей ткани, что и у офицеров ВВС.
Поскольку у ВВС уже была нашивка на фуражке (крылья), ее носили вместо армейского «солнечного луча». Только добавленные позолоченные металлические листья козырька отличали фуражку офицеров Почетного караула от стандартной офицерской парадной фуражки.
Сержанты и солдаты Почетного караула носили офицерские парадные фуражки, но с солдатской парадной звездой и венком.
Взвод ВМС
Офицеры ВМС, прикрепленные к роте Почетного караула, также носили униформу, мало отличавшуюся от её обычных аналогов, за исключением аксельбантов и позолоченной вышивки, заменяющей штампованные металлические знаки различия.
Однако рядовые носили специальную форму с курткой, уникальную для Почетного караула, погоны с золотой окантовкой в виде буквы «Ф» и специальные нарукавные знаки различия.
Фуражки были идентичны фуражкам личного состава флота, включая как белые (летом), так и черные (зимой) варианты. Офицеры носили те же позолоченные металлические листья на козырьке, что и офицеры в других взводах, которые были стандартной парадной одеждой ВМС в этот период.
Рядовые моряки носили бескозырки с маркировкой ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ и стандартной парадной звездой и венком на тулье.
Фуражки почётного караула ВС СССР 1955-1970 гг.
Незадолго до официального формирования 1-й Отдельной роты почетного караула, в 1955 году была введена новая стально-серая форма. Эта фуражка 1955 года была одной из первых, произведенных таким образом, и иллюстрирует все «высококачественные» элементы, изначально предписанные в соответствующих положениях.
Начесанная шерстяная тулья была того же оттенка серого, что и введенная для офицерской парадной формы в 1955 году, так называемая модель «Жуков». И околыш, и кант красные — в то время такое сочетание было свойственно только почетному караулу и генералам.
Стиль и форма фуражки также отражают модель «Жуков». Козырек выполнен из окрашенного в черный цвет ДВП, а подбородочный ремень — из черной клеенки. Он удерживается на месте двумя стандартными пуговицами Советской Армии.
Самая яркая особенность — это, конечно, эмблема на фуражке. Она состоит из двух частей -двух вышитых удлиненных стилизованных дубовых листьев, окружающих красную эмалированную звезду, обведенную слитком. Оба элемента были пришиты непосредственно к материалу околыша, который затем был пришит к другим элементам фуражки, что дало очень опрятный вид. Вся вышивка выполнена позолоченной проволокой в двух разных стилях.
Красная звезда съемная. Также существовала полностью металлическая съемная эмблема. Первоначально, позолоченные знаки различия на фуражках рядовых должны были быть вышиты, как вы можете видеть на этой фуражке. Однако, такая вышивка не была стандартной, и многие, если не большинство отрядов почетного караула за пределами Москвы использовали штампованный металлический вариант. Это почти наверняка было проблемой стоимости, поскольку вышивка позолоченной проволокой была очень дорогой и ее было трудно восстановить в случае повреждения.
Младшие офицеры армии, назначенные в 1-ю отдельную роту (и другие роты почетного караула), носили фуражку идентичную показанной, но с кокардой 1955, окруженной россыпью вышитых лавровых листьев и штампованных металлических украшений, прикрепленных через козырек. Эти вышитые листья на лентах имитировали металлические, которые носили на офицерских фуражках 1955 «Жуков», и фотографии показывают, что эти металлические листья часто (если не почти всегда) носили вместо вышитых.
Фуражки почётного караула ВС СССР 1971-1991 гг.
Здесь показана офицерская фуражка 1987 года, отражающая дополнение Почетного караула 1971 года к уставу униформы 1970 года. Это стандартная парадная фуражка офицера мотострелкового полка с волнистыми зелено-красными листьями, прикрепленными к козырьку и специальной эмблемой «солнечный луч» на тулье.
В то время как первоначальные положения для 1-й роты требовали вышивки как кокарды, так и солнечного луч, алюминиевые эмблемы стали нормой и, вероятно, были единственными, доступными за пределами Москвы. Вышитый солнечный луч, показанный на этой фуражке, сделан из позолоченной проволоки, окружающей красный войлочный щит и позолоченную алюминиевую Большую печать СССР.
Эластичный шнур часто прикреплялся к пуговицам шнура, чтобы помочь закрепить фуражку на голове во время парадов.
Только наличие шнуров в офицерском стиле и позолоченного алюминиевого «солнечного луча» на тулье отличает эту фуражку от парадных фуражек, которые носили призывники мотострелков (рядовой состав Почетного караула тоже комплектовался из призывников, хотя и специально выбранных по внешнему виду и поведению).
Эта фуражка 1985 года — одна из последних, сшитых с козырьком из ДВП.
Покрой этой фуражки мало чем отличается от парадной формы, которую носили все офицеры ВВС (и ВДВ) в этот период. Тулья темно-синего хлопка с околышем и кантом лазурно-синего цвета. Позолоченные крылья, большая парадная кокарда и значок с венком были прикреплены через тулью и околыш соответственно.
Как и в случае с армейской фуражкой, обсуждавшейся выше, офицерам изначально разрешалось вышивать крылья и кокарду, но их использование не было окончательно задокументировано. Только добавление двух штампованных алюминиевых листьев, прикрепленных через козырек, идентифицирует эту фуражку как ту, которую носили офицеры Почетного караула ВВС.
Введенная в то же время, что и новая форма армейского почетного караула в 1971 году, эта фуражка выдавалась сержантам и солдатам взвода ВВС 1-й роты почетного караула. В отличие от армейского взвода, где призывники носили фуражки цвета хаки, почетный караул ВВС носил ту же темно-синюю парадную фуражку, что и их офицеры, включая корону «крылышки» и позолоченные филигранные шнуры.
Только отсутствие листьев на козырьке и использование парадной кокарды рядового состава (венковой звезды) отличает эту фуражку от офицерской.
Офицеры, назначенные во взвод ВМС 1-й роты (и в различные почетные караулы уровня флота), носили стандартные парадные фуражки ВМС — либо черные для зимы, либо с белым чехлом для лета. Опять же, изначально предписывалось, чтобы кокарда была вышитой, но на большинстве фотографий офицеры носят позолоченные алюминиевые кокарды.
Штампованные алюминиевые листья прикалывались через козырек.
Как и офицеры, призывники, назначенные во взвод почетного караула ВМС, носили стандартный парадный головной убор для своего звания — бескозырку черного или белого цвета.
Парадная эмблема в виде венка и звезды, введенная в 1969 году, прикрепляется к тулье, поскольку лента имеет надпись ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ золотыми буквами. Почетные караулы, назначенные на различные флоты, носили свои собственные ленточки с названием флота.