Фуражки советских моряков гражданского флота СССР

фуражка гражданского моряка

К гражданскому флоту СССР относились:

  • Морской флот (МОРФЛОТ),
  • Флот рыбной промышленности,
  • Речной флот,
  • Вспомогательный флот ВМФ.

Хотя форма этих флотов была очень похожа, их можно было отличить по тонким различиям в кокардах, которые носили на фуражках. 

Личный состав флотов имел большую свободу в ношении униформы. Примерами такого различия являются замена черных подбородочных ремней или позолоченных шнуров на фуражках старших офицеров черными шнурами, сотканными из шелка или полиэстера, и использование узорчатых шелковых лент вокруг околышей таких фуражек вместо стандартных простых лент военно-морского типа. Поэтому имейте в виду, что можно встретить множество неразрешенных комбинаций эмблемы, подбородочного ремня/шнуров, лент и украшений козырька.

МОРФЛОТ

МОРФЛОТ подчинялся Министерству торгового флота и отвечал за все международные судоходные операции, а также за обширную сеть портов, научно-исследовательских институтов, судоремонтных верфей и школ. В 1984 году это был 6-й по величине торговый флот в мире (опередив США). Хотя большинство офицеров МОРФЛОТа были гражданскими, они обычно состояли в воинском резерве и регулярно поддерживали операции ВМФ по всему миру.

Фуражки матросов и старшин 1966-1991

фуражка гражданского моряка

Такую фуражку носили самые младшие офицеры (эквивалентные старшинам), рядовые (матросы) и кадеты в школах МОРФЛОТа с 1966 по 1976 год  или просто матросы и кадеты с 1977 года (младшие офицеры получили другую кокарду в 1977 году).

Как и в других гражданских флотах, внешний вид фуражек МОРФЛОТа не сильно менялся с годами. Это зимняя фуражка, о чем свидетельствует черный шерстяной верх. Околыш также из черной шерсти, покрытый рубчатой ​​лентой — похожей на ту, которую носят офицеры ВМФ на своих фуражках.

Кант черный — это ключевой отличительный признак между гражданскими морскими фуражками и военно-морскими фуражками (с белым кантом). Согласно правилам 1977 года, козырек для рядового состава должен был быть пластиковым, как в данном случае. Черный пластиковый подбородочный ремень удерживается на месте двумя позолоченными пуговицами с тисненым якорем — такими же пуговицами пользуется ВМФ. Наряду с пластиковым козырьком, черная и позолоченная алюминиевая кокарда идентифицировала, что это младший матрос или кадет МОРФЛОТА.

Младший/средний командный состав 1949-1991

фуражка гражданского моряка

Сочетание этой эмблемы и черного подбородочного ремня/шнура носили как младший, так и средний командный состав МОРФЛОТА с 1949 по 1979 год, но только младший командный состав после этого (средний состав принял золотые шнуры в 1980 году).

Коричневый верх и белая подкладка этой фуражки 1989 года сделаны из легкой шерстяной смеси и льна соответственно, как и ожидалось для фуражки, предназначенной для летней носки. Околыш покрыт шерстяной лентой с вышитым декоративным узором.

Старший и средний командный состав обычно носил сложные ленты, в отличие от младшего состава, который обычно носил простые ленты в стиле ВМФ.

Шнуры — это скрученный черный полиэстер с нефункционирующими черными клеенчатыми/пластиковыми застежками, надетыми поверх позолоченных пластиковых пуговиц в стиле ВМФ. Скрученные черные шнуры обычно заменяли клеенчатые ремни среднему и старшему командному составу, вероятно, из-за их уникального внешнего вида (ни одна другая советская служба не использовала такие шнуры, за исключением почетных шахтеров).

Кокарда вышита позолоченной проволокой в ​​предписанном для этих званий узоре. Козырек сделан из слоев синтетической кожи с отчетливым пластиковым ободком. Этот стиль козырька был уникальным (за немногими исключениями) для гражданских морских агентств и был стандартным для всех званий командного состава.

В то время как в советском флоте было только два варианта цвета фуражки (черный или белый), в гражданских морских агентствах их было три (черный, белый и рыжевато-коричневый). Оба цвета — рыжевато-коричневый и белый — предназначались для летней носки, но ассоциировались с водоемом, по которому плавал владелец. Белые фуражки традиционно носили во время службы на Черном, Азовском и Каспийском морях, а рыжевато-коричневый — в других местах.

Средний командный состав 1980-1991 гг.

фуражка гражданского моряка

Использование золотых филигранных шнуров на этой фуражке среднего командного состава указывает на то, что ее носили после 1980 года. До этого времени средний состав носил черные подбородочные ремни, если это был не капитан корабля.

Это зимняя фуражка, о чем свидетельствует черный шерстяной верх с начесом. Околыш вышит, но в другом стиле, чем на фуражке, описанной выше. Однако эмблема та же. Пуговицы в военно-морском стиле удерживают шнуры над тяжелым ламинированным козырьком из синтетической кожи.

Старший командный состав 1980-1991

фуражка гражданского моряка

Эта фуражка 1982 года выпуска имеет коричневую тулью и белую льняную подкладку летней фуражки, которую носят за пределами Черного, Азовского и Каспийского морей. Кокарда уникальна для старшего состава МОРФЛОТА.

Козырек стандартный для этих фуражек командного состава — сделан из слоев пластика (синтетической кожи), сшитых вместе в толстый «сэндвич». Нижняя часть этих козырьков была разных цветов, включая серый (как здесь), черный и зеленый.

Пуговицы — стандартные позолоченные в стиле ВМФ, а не более декоративные пуговицы, разрешенные для высшего командного состава МОРФЛОТА.

Капитан МОРФЛОТа — старший командный состав 1977-1991

фуражка гражданского моряка

Использование как золотых филигранных шнуров, так и металлических украшений козырька в этот период идентифицирует владельца этой черной зимней фуражки как капитана корабля, в то время как дизайн кокарды идентифицирует его как старшего командного чина.

Как капитанская фуражка, эта имеет ряд особенностей, которых нет на фуражке, показанной выше; хотя их уровень звания был таким же. Во-первых, эта фуражка 1980 года имеет металлические листья козырька, прикрепленные через толстый пластиковый козырек. На этих фуражках можно увидеть разные стили листьев, хотя стиль, показанный здесь, был наиболее распространен в последние годы СССР.

И, хотя позолоченная вышитая эмблема имеет тот же дизайн, что и на фуражке выше, лента околыша на этой фуражке густо вышита дубовыми листьями, контрастируя с простой лентой на предыдущей фуражке. Наконец, пуговицы, удерживающие золотые шнуры на этой фуражке, также более сложные, как разрешено для командного состава в правилах 1977 года.

Рыболовный флот

Советский рыболовный флот был отдельной организацией большую часть своего существования, и находился под надзором Министерства рыболовства. В 1960-е годы это был крупнейший национальный рыболовный флот в мире, что отражало важность рыбы как в советском рационе питания, так и в качестве экспортного товара. Как и в торговом флоте, офицеры рыболовства обычно занимали резервные должности в ВМФ, а корабли рыболовного флота поддерживали военно-морские операции там, где могли, особенно в сборе разведданных.

Младший командный состав/Рядовой состав/Кадет 1974-1991

фуражка гражданского моряка

Данная комбинация фуражки и эмблемы была разрешена для младшего командного состава, рядового состава и курсантов институтов рыболовства с 1974 по 1991 год. Эта кокарда была введена в 1974 году и изображает якорь с наложенным флагом рыболовного флота, окруженным венком, все из позолоченного анодированного алюминия.

Отражая политику МОРФЛОТА, фуражки с белым верхом традиционно носили летом на Черном, Азовском и Каспийском морях. Хотя фуражка, показанная здесь, является черной зимней фуражкой со съемным белым чехлом, также существовали более легкие летние версии, состоящие из мягкого околыша и оболочки козырька с использованием того же белого чехла. Они имели льняную подкладку, более подходящую для жаркой погоды.

Остальная часть этой фуражки является стандартной для младшего персонала конца 1980-х годов: черный пластиковый козырек и пластиковый подбородочный ремень, удерживаемый двумя цельными пластиковыми пуговицами с тисненым якорем ВМС. Околыш покрыт простой лентой в стиле ВМС.

Старший командный состав 1964-1991

фуражка гражданского моряка

Основные черты этой фуражки, датированной 1988 годом, отражают принадлежность к старшему офицеру. Верх из плотной ворсистой черной шерсти, а околыш вышит геометрическим узором. Козырек из ламинированной искусственной кожи с более поздним набором алюминиевых листьев козырька, прикрепленных через них булавками.

Наряду с уникальной вышитой проволочной кокардой, сочетание этих металлических листьев и золотых филигранных шнуров было уникальным для этого класса офицеров рыболовства. В отличие от правил ношения униформы МОРФЛОТА, которые со временем менялись в отношении ношения листьев козырька и золотых шнуров, старшие офицеры рыболовства (а не только капитаны) носили и то, и другое в течение всего периода 1964-1991 годов.

Также обратите внимание на позолоченные проволочные молот и серп над якорем — это ключевая идентификационная черта кокард командного состава рыболовства. Эмблемы офицеров МОРФЛОТА и речного флота имели звезду в этом положении.

Речной флот

Речной флот отвечал за перемещение материалов и личного состава по советской системе внутренних водных путей и прилегающим водам. До середины 1950-х годов речной транспорт уступал по объему грузооборота только железнодорожному транспорту, и на протяжении всей советской эпохи Речной флот перевозил больше насыпных грузов и пассажиров, чем МОРФЛОТ. С 1945 по 1956 год флот подчинялся Министерству речного флота, впоследствии он вернулся к организациям республиканского уровня. Как и другие гражданские флоты, Речной флот поддерживал советскую армию, перемещая грузы, войска, оборудование и даже подводные лодки с побережья на побережье и во внутренние гарнизоны.

Младший командный состав речного флота /рядовой состав/кадет 1969-1991

фуражка гражданского моряка

Персонал речного флота носил те же фуражки, что и их морские собратья, в этом случае из черной шерсти для зимней одежды. Опять же, кант черный, а околыш покрыт простой лентой в стиле ВМС. Козырек из черного пластика, как и подбородочный ремень. Две пуговицы в стиле ВМС удерживают его над козырьком.

Кокарда показывает, что эту фуражку носили младшие офицеры (старшины) с 1969 по 1991 год. Рядовым было разрешено носить эту же кокарду в 1986 году, в это время их фуражки стали идентичны фуражкам младшего командного состава (с 1969 по 1985 год рядовые носили похожую эмблему, но без веревочной каймы и только на беретах и ​​фуражках).

Эта кокарда представляет собой «скелетный» вариант, состоящий из двух частей, склепанных вместе в довольно изящной конструкции. Также существовала цельная версия с черным фоном.

Старший командный состав речного флота 1969-1991

фуражка гражданского моряка

Зимняя фуражка, показанная здесь, принадлежала старшему командиру речного флота. Идентична фуражкам, которые носили офицеры МОРФЛОТА и рыболовства, только кокарда образца 1969 года идентифицирует ее как речную.

Хотя существовали вышитые версии этой кокарды (см. фуражку ниже), эта представляет собой двухсекционную алюминиевую версию с черным окрашенным центром. Тулья сделана из очень тонкой ворсистой шерсти, а околыш покрыт стандартной лентой военно-морского типа без вышивки.

Козырек из сшитой искусственной кожи имеет приколотые к нему алюминиевые листья старого образца (сравните форму с более поздним стилем на фуражке ниже), а позолоченные филигранные шнуры удерживаются на месте стандартными позолоченными пуговицами с якорным штампом.

фуражка гражданского моряка

Это летняя фуражка старшего командного состава. В отличие от фуражки «стандартного производства», описанной выше, эта была изготовлена ​​на заказ на Центральном экспериментальном производственном комбинате в Москве (довольно необычный источник для гражданских морских фуражек), и имеет некоторые «генерал-офицерские» черты, обычно не встречающиеся на этом типе фуражки.

Тулья сделана из светло-коричневого шерстяного войлока с соответствующей окантовкой — что указывает на службу за пределами Черного, Азовского и Каспийского морей. Довольно удивительно для такой высококлассной фуражки, что у нее нет специальной вышитой ленты для околыша, вместо нее прикреплена стандартная военно-морская лента.

Возможно, командиры речного флота не носили обычно более нарядные ленты, популярные среди офицеров торгового флота. Вышитая позолоченной проволокой кокарда старшего состава пришита к околышу.

Козырек покрыт лакированной кожей (а не ламинированной искусственной кожей) с черной шерстяной подкладкой, как обычно можно увидеть только на фуражках генералов. К этому козырьку прикреплены позолоченные алюминиевые листья более позднего стиля. Позолоченные шнуры и пуговицы дополняют аксессуары.

Вспомогательный флот

Советский вспомогательный флот был создан специально для поддержки ВМФ и включал в себя корабли пополнения, танкеры, ракетные и подводные лодки, ремонтные суда, океанские буксиры и маяки. Хотя он подчинялся ВМФ, большинство офицеров, находившихся на этих судах, были гражданскими. Рядовой состав, судя по всему, представлял собой смесь гражданских лиц и военнослужащих срочной службы. Хотя гражданская униформа Вспомогательного флота в значительной степени отражала униформу МОРФЛОТа, до 1980 года они использовали немного другие кокарды на своих фуражках.

Государственный морской лоцман 1964-1991

фуражка гражданского моряка

Эта фуражка принадлежала гражданскому морскому лоцману, ответственному за проводку судов в гавани и порты и из них. Особые знаки отличия, идентифицирующие этот квалифицированный персонал, были одинаковыми независимо от поддерживаемого флота (МОРФЛОТ, Речной или Рыболовный) и состояли из эмалированного знамени СССР, окруженного белой каймой, прикрепленной к вышитой эмблеме командира среднего звена МОРФЛОТ.

Эти знаки отличия были утверждены в правилах, опубликованных в 1964 году. Сама фуражка стандартного зимнего морского стиля — черный верх с черным кантом, черная лента, тяжелый козырек из искусственной кожи и позолоченные штампованные якорные пуговицы.

Хотя позолоченные шнуры были на этой фуражке, лоцманы могли носить черный подбородочный ремень или черные шнуры до 1980 года — так же, как и офицеры среднего звена МОРФЛОТа.

 

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *