Здесь показаны фуражки сотрудников флота гражданской авиации СССР, или Аэрофлота, что то же самое. Являясь национальной авиакомпанией Советского Союза, Аэрофлот был в то же время и единственным авиаперевозчиком. Знаменитая реклама «Летайте самолётами Аэрофлота» — просто трата народных денег, выбирать всё равно было не из чего. 🙂
Хотя, конечно, главная миссия авиакомпании в мирное время — перевозка гражданских пассажиров и грузов по СССР и за рубеж, Аэрофлот также всегда имел тесные отношения с советскими военно-воздушными силами (ВВС) , выполняя множество транспортных миссий в непосредственной поддержке ВВС (например, поставляя оружие зарубежным клиентам) и имея в своем штате много бывших военнослужащих.
Фактически, в первые дни своего существования Аэрофлот был военизированной организацией со званиями военного образца. Например, старшие офицеры именовались «генералами гражданской авиации», а младшие — «полковниками гражданской авиации» или «лейтенантами гражданской авиации» и тому подобными званиями.
После смерти Сталина, в рамках общесоюзной кампании по «огосударствлению» правительственных министерств, военные звания в Аэрофлоте отменили и весь персонал идентифицировался только по должности и «категории». Хотя со временем в эту систему категоризации были внесены некоторые изменения, в последующие годы «звания» Аэрофлота распределялись следующим образом: высшие категории — 12–16 (эквивалент генеральского звания), старшие — 9–11 (эквивалент полкового офицера), средние — 5–8 (эквивалент ротного офицера) и младшие — 1–4 (эквивалент рядового и сержанта).
Авиационная миссия Аэрофлота обозначена в его униформе, цвета которой легко спутать с цветами ВВС. Фуражки Аэрофлота особенно напоминают парадные фуражки офицеров ВВС, но их можно отличить по темно-синим околышам (тогда как ВВС использовали светло-голубые околыши). Хотя знаки различия со временем менялись, общий вид фуражек советской гражданской авиации оставался неизменным на протяжении всего послевоенного периода.
Фуражка старшего сотрудника гражданской авиации СССР 1956-1964
Тулья и околыш сшиты из темно-синей ткани, а вся окантовка светло-голубая (или лазурная). Эти цвета оставались неизменными в гражданской авиации на протяжении всего периода холодной войны. Размер тульи отражает дату ее изготовления, и она меньше по высоте и окружности, чем фуражки, выпускавшиеся с конца 1960-х годов. Полукруглый козырек изготовлен из черного лакированного ДВП.
Круглая кокарда в стиле 1947 г. состоит из двух частей с отдельным пропеллером, прикрепленным через лазурный эмалированный центр. Это ранняя, тяжелая металлическая кокарда. Алюминиевые версии этой кокарды появились в начале 1960-х годов. Кокарда позолочена, как и филигранные шнуры и пуговицы, отражающие летный или эксплуатационный статус владельца.
Технический и административный персонал носил серебряные кокарды, шнуры и пуговицы. «Крылья», прикрепленные к короне, представляют собой двухсекционную модель, разрешенную до 1965 года. Часть крыла с перьями выполнена из серебра (в основном стертого), а центральные серп и молот — из позолоты.
Использование позолоченных шнуров на этой фуражке вместо черного подбородочного ремня идентифицирует владельца как старшего руководителя или члена летного экипажа. Темно-синяя фуражка была стандартной, дополнительный белый чехол был разрешен для летнего ношения.
Форменные фуражки образца 1947 года были практически идентичны этой, отличаясь только формой козырька (козырек 1947 года был лопатообразным).
Фуражка старшего сотрудника Аэрофлота 1965-1972
В 1965 году изменили эмблемы, которые носились на фуражках Аэрофлота. Кокарда теперь стала овальной и окруженной веточками лавровых листьев. Кокарда по-прежнему имела лазурный центр, но теперь он был покрыт холодной эмалью (по сути, краской), а не более ранней горячей эмалью.
Ранние версии этой кокарды — как та, что показана здесь — все еще были двухсекционными, с отдельным крылатым пропеллером, приклепанным через кокарду. Около 1973 года эта кокарда стала цельной. Крылья также были упрощены; штамповались как одно целое. Обе эмблемы теперь изготавливались из анодированного алюминия, позолоченного для летного состава и посеребрённого для технического/административного.
За исключением эмблем, эта фуражка очень похожа на описанную выше модель 1956 года. Она по-прежнему имеет меньшую тулью с закругленным черным козырьком из фибрового картона. Позолоченные шнуры и пуговицы дополняют украшения. Как и в предыдущей фуражке, использование позолоченных шнуров вместо черного подбородочного ремня идентифицирует владельца как старшего руководителя или члена летного экипажа.
Серая форма и фуражка Аэрофлота также были утверждены с 1956 по 1964 год. Это считалось летней одеждой и, по-видимому, её носили только старшие сотрудники и летный состав.
Тулья и лента сделаны из легкой серой ткани, а кант стандартного лазурно-синего цвета. На этой фуражке отсутствует двухцветный двухкомпонентный «крылатый молот и серп» на тулье, а на двухкомпонентной латунной кокарде отсутствует светло-голубой эмалевый фон. В остальном фуражка целая.
Позолоченные шнуры в этот период носили только лётчики и старший персонал, они поддерживаются двухкомпонентными позолоченными пуговицами. Козырек сделан из черного лакированного ДВП.
Фуражка старшего сотрудника гражданской авиации СССР 1973-1976
Эта фуражка 1973 года выпуска похожа на те, которые носили офицеры ВМФ летом или в жарком климате — со съемным белым чехлом, натянутым на каркас, состоящий из околыша и тульи из льняной подкладки. Как это обычно бывает со съемными чехлами, у нее нет цветной окантовки вокруг верхней части тульи.
К этому времени тульи фуражки были больше по высоте и окружности — соответствуя советским военным фуражкам, выпущенным после 1969 года. Темно-синий околыш и лазурный кант являются стандартными для фуражек Аэрофлота.
Витая эмблема теперь цельная, с крылатым пропеллером, отлитым в овальной кокарде — и она, и цельные штампованные алюминиевые крылья позолочены. Позолоченные филигранные шнуры без орнамента на козырьке идентифицируют владельца как члена штаба или летного экипажа. Козырек остается черным из ДВП, а пуговицы — из двух частей латунно-стального состава.
Поскольку до 1977 года правила униформы Аэрофлота были довольно непоследовательными и мало опубликованными, невозможно точно сказать, когда белые фуражки без канта были заменены на белые фуражки с лазурным кантом. Некоторые эксперты считают, что это произошло в 1973 году, но возможно, этот переход случился в 1975 или 1977 году.
Фуражка командира воздушного судна гражданской авиации 1977-1991 гг.
Эта фуражка полностью соответствует правилам униформы 1977 года и является типичной для производившихся на государственных швейных фабриках.
Тулья и околыш сделаны из темно-синей шерстяной ткани, кант из лазурной шерсти, а козырек из пластика (как стало обычным в 1980-х годах). Тулья большего размера, введенного с 1970-х годов.
Эмблемы также стандартные, цельные штампованные алюминиевые версии. Хотя и старший, и средний персонал носили похожие фуражки в этот период, наличие позолоченных алюминиевых листьев, прикрепленных на козырек, указывало на то, что эта фуражка принадлежала командиру воздушного судна. Ни один другой сотрудник Аэрофлота не мог носить такую комбинацию украшений.
Фуражка младшего персонала, (курсанта) Аэрофлота 1977-1991
Эту фуражку 1985 года выпуска, которую носили низшие чины Аэрофлота и те, кто учился в школах гражданской авиации, отличается только черным пластиковым подбородочным ремнём вместо позолоченных филигранных шнуров, которые носят высшие чины. Позолоченная кокарда и эмблема (крылья) те же. Эта фуражка имеет пластиковый козырек раннего образца (с двумя ободками), но в остальном ничем не примечательна.