Форменные фуражки ВОХР (военизированной охраны) СССР

фуражка ВОХР

Аббревиатура ВОХР (ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ОХРАНА)) впервые была использована в 1917 года для обозначения войск государственной безопасности или ВЧК (предшественников КГБ). Однако в послевоенном использовании она относилась к гражданским охранникам.

Существовало две общие категории ВОХР — ведомственные (министерские) военизированные силы безопасности и охрана отдельных экономических или промышленных объектов. Ведомственные силы безопасности были организованы по военному образцу и имели право носить винтовки и пистолеты при исполнении служебных обязанностей (их даже называли «стрелками», по крайней мере, в Министерстве путей сообщения). Будучи гражданскими, эти организации строго регулировались Министерством внутренних дел.

Практически каждое правительственное министерство (включая Министерство обороны) имело свои собственные силы ВОХР в то или иное время, и не было никаких реальных попыток стандартизировать униформу среди министерств до 1961 года. Большинство ВОХР носили фуражки своих министерств, иногда со специальными кокардами ВОХР, но не всегда.

В 1961 году постановлением Совета Министров СССР все ведомственные ВОХР, за исключением железных дорог, гражданской авиации и МОРФЛОТА/речного флота, должны были принять темно-синюю форму со знаками различия званий на петлицах. Последующие постановления предписывали зеленые полосы на соответствующих форменных фуражках.

Вневедомственный ВОХР, по-видимому, стандартизировал эту форму к 1965 году. И хотя изначально железные дороги и гражданская авиация были освобождены от этой стандартизации, они также в конечном итоге приняли темно-синюю форму с зелеными нашивками для своих вооруженных сил безопасности (как и Министерство обороны в 1967 году).

Похоже, что ВОХР в гражданских морских агентствах всегда носили фуражки этих агентств. Кокарды на фуражках также были в значительной степени стандартизированы, хотя сотрудники железных дорог и гражданской авиации обычно добавляли свои собственные министерские «крылышки» к тулье фуражек или даже полностью отказывались от кокард ВОХР в пользу своих министерств. Как вы увидите ниже, Министерство лесного хозяйства пошло на шаг дальше, создав свой собственный уникальный дизайн кокарды ВОХР.

Существовало множество цветовых и пошивочных вариаций фуражек ВОХР после 1961 года — несмотря на намерение стандартизировать их после этой даты. Большинство коллекционеров считают, что эти вариации возникли из-за неполных описаний в соответствующих правилах униформы, а также из-за общего использования черных или почти черных тканей для удовлетворения требования к цвету «темно-синий», особенно в старых фуражках.

Следовательно, вы увидите цвета тульи в черном и синем цвете, а цвета канта варьируются от зеленого до темно-синего и черного, или даже вообще отсутствуют. Иногда эти вариации происходили даже на одной и той же швейной фабрике в один и тот же год. Наличие или отсутствие соответствующей ткани, несомненно, также сыграло свою роль, поскольку фуражки ВОХР не подвергались такому же контролю качества, как те, что предназначались для Советской Армии или Военно-Морского Флота.

Фуражка стрелка ВОХР ж/д 1949-1960

фуражка ВОХР

Фуражка, показанная здесь, носилась с униформой 1949. Она имеет уставную темно-синию тулью с зеленым околышем (бархатным для старших офицеров, шерстяным для всех остальных) и оранжевым кантом. Оранжевый кант — настоящая редкость в советских фуражках, он использовался только на некоторых кавалерийских головных уборах в 1920-х годах.

Для этой фуражки была разрешена уникальная кокарда со звездой и скрещенными винтовками, показанная. Черные клеенчатые подбородочные ремни были предписаны для всех званий и удерживались на месте серебряными пуговицами с тиснением той же формы, что и кокарда.

Козырек из фибрового картона завершал элементы дизайна. Точная дата прекращения использования этой фуражки не была опубликована, предполагается, что она оставалась в использовании по крайней мере до 1960 года.

Фуражка ВОХР младший командный/рядовой состав 1961-1968 гг.

фуражка ВОХР

Это пример фуражки, стандартизированной правилами униформы ВОХР в 1961 и 1965 годах. Как предписывалось этими правилами, тулья была «темно»-синего цвета, а околыш — зеленого. Среднему и старшему персоналу разрешалось носить шерстяные тульи, в то время как младшему персоналу следовало носить хлопчатобумажную ткань, как показано здесь.

Околыш был сделан из фланели, а не из более поздней шерстяной ткани, которая использовалась на всех фуражках. Кант отсутствует, что отражает правила 1961/1965 годов, в которых он не упоминался. Козырек изготовлен из окрашенного в черный цвет ДВП, а подбородочный ремень из черной клеенки.

Весь персонал ВОХР, независимо от звания, в этот период носил подбородочные ремни. Этот подбородочный ремень застегивался двумя серебряными пуговицами с тисненым изображением круглой мишени со скрещенными винтовками.

Кокарда образца 1961 года прикреплялась через околыш. Она состоит из тяжелого серебряного металлического купола с отдельно изготовленной и закрепленной красной эмалевой звездой с позолоченными скрещенными винтовками, выступающими по бокам.

Фуражка ВОХР младший командный/рядовой состав 1978-1991 гг.

фуражка ВОХР

С конца 1970-х и до 1980-х годов фуражки ВОХР выпускались как темно-синего, так и почти черного цвета с сине-черным кантом, зеленым кантом или вообще без канта. Причины такого большого разнообразия остаются иллюзорными, хотя наиболее вероятными являются неопределенные правила, касающиеся канта, и различные определения «темно-синего».

Только в 1986 году кант (зеленый) был специально упомянут в правилах, но даже тогда, как кажется, игнорировался по мере необходимости производителями головных уборов. В 1970-х и 80-х годах также наблюдалась сбивающая с толку смесь размеров тульи и типов козырьков, используемых в фуражках ВОХР, причем более ранние версии обоих продолжали производиться долгое время после того, как они были постепенно сняты с производства в фуражках, производимых для армии.

Фуражка 1990 года, показанная здесь, является типичной для последних фуражек ВОХР, произведенных при советском режиме. Тулья больше, как по окружности, так и по высоте, чем у фуражек, произведенных в 1960-х и 70-х годах. Она также настоящего темно-синего цвета — а не «почти черного», распространенного в старых фуражках.

Некоторые черные фуражки продолжали производиться по крайней мере до 1989 года, но синий цвет заменил ее на большинстве производственных линий в 1980-х годах. Кант из зеленой шерсти, как и околыш. К околышу прикреплена цельная позолоченная алюминиевая кокарда 1978 ВОХР. Козырек — более поздняя большая однобортная пластиковая модель. Черный пластиковый подбородочный ремень и позолоченные армейские пуговицы завершают дизайн.

Фуражка железнодорожного ВОХР младший командный/рядовой состав 1973-1978 гг.

фуражка ВОХР

Эта фуражка, датированная 1978 годом, сочетает в себе фуражку ВОХР с позолоченной алюминиевой кокардой и крылатой эмблемой, которые использовались персоналом железных дорог в период 1973-1978 годов.

Ношение знаков различия своего министерства на стандартных фуражках ВОХР было обычным делом для персонала как железных дорог, так и гражданской авиации. За исключением эмблемы, фуражка довольно стандартна для конца 1970-х годов. У нее настоящая темно-синяя тулья с зеленым кантом и полосами, в сочетании с небольшим пластиковым козырьком, пластиковым подбородочным ремнем и позолоченными пуговицами в армейском стиле.

Фуражка среднего/старшего командного состава ВОХР 1978-1991

фуражка ВОХР

Эта фуражка является примером элементов дизайна старого стиля, которые использовались в производстве фуражек позднего периода. Датированная 1986 годом, она все еще имеет меньшую почти черную тулью и маленький черный козырек из фибрового картона, которые обычно можно увидеть в 1970-х годах.

То, что эта фуражка принадлежала среднему или старшему командиру, показывают золотые филигранные шнуры (вместо черного подбородочного ремня) и командирская версия кокарды 1978, в которой кокарда прикрепляется через отдельный алюминиевый венок, а затем к ленте.

Фуражка младшего командного/рядового состава ВОХР Эстонии 1961-1968 гг.

фуражка ВОХР

ВОХР и военизированные силы пожарной охраны были тесно связаны — делили объекты и общую ответственность за защиту активов поддерживаемой организации. Следовательно, можно было ожидать, что мы увидим некоторое совпадение элементов униформы.

Эта фуражка, полностью черная шерстяная с красным кантом, обычно ассоциировалась с добровольными пожарными ротами Эстонии и Латвии в 1960-х годах. Однако эта фуражка 1966 года, по-видимому, носилась членом ВОХР, она с с серебряной куполообразной кокардой 1961 этой службы на околыше.

К сожалению, нет никакой дополнительной информации о том, был ли владелец также членом пожарной охраны или другие эстонские подразделения ВОХР просто носили такую ​​же фуражку. Другие особенности фуражки типичны для тех, что датируются 1960-ми годами — небольшой козырек из ДВП, черный клеенчатый подбородочный ремень и пуговицы Советской Армии.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *