Советские учебные заведения и их форма
Для обеспечения бесплатного и всеобщего образования всех граждан государство содержало обширную сеть учебных заведений, включая дошкольные учреждения, общеобразовательные и средние специальные школы, профессионально-технические училища и специальные школы, а также университеты и другие высшие учебные заведения.
До 1970 года обязательными были только восемь классов начальной и средней школы. После завершения этой «неполной» программы обучения в возрасте около 15 лет ученики поступали на работу или продолжали свое образование по одному из двух направлений. Некоторые заканчивали еще два года «старшей средней» школы, чтобы подготовиться к поступлению в университеты или техникумы, а остальные поступали в профессионально-технические училища (ПТУ) или занимались Профессионально-техническим образованием (ПТО) — чтобы изучать рабочие профессии.
Университеты предлагали разнообразные 4-5-летние программы обучения, аналогичные тем, что предлагаются западными колледжами и университетами, а техникумы давали более целенаправленную техническую и управленческую подготовку, обычно длящуюся 2-3 года, которая часто была связана с конкретными правительственными министерствами, такими как железные дороги и гражданская авиация.
Профессионально-технические училища возникли из огромного количества фабрично-заводских училищ (ФЗУ), которые были созданы в России в начале 1900-х годов. К 1940 году эти училища были обозначены как ремесленные или железнодорожные училища. Эти училища, в свою очередь, позже превратились в еще более структурированный формат ПТО/ПТУ.
Также существовало несколько 10-11-летних горных училищ, которые давали полное среднее образование вместе со специализированной горной подготовкой. Они были рассчитаны на детей шахтеров, подобно тому, как суворовские училища отдавали предпочтение сыновьям военнослужащих.
Большую часть советского периода ученики начальных и средних школ носили своего рода форму. В 1948 году Министерство образования СССР ввело темно-серую военизированную форму с серебряными эмблемами и пуговицами для мальчиков. Об этой форме было мало публикаций или фотографий, и, похоже, она не носилась широко.
Однако в 1954 году была введена средне-серая форма с рубашкой в стиле «гимнастерка», которая была широко задокументирована на фотографиях и открытках того периода. Она не только была светлее предыдущей, но и форма кокарды была изменена и ее цвет стал позолоченным посередине, пояс имел рельефную позолоченную пряжку, а козырек фуражки имел желтую окантовку вместо прежней белой.
В 1962 году эта форма была заменена серым шерстяным костюмом с открытым воротником без фуражки. Тем не менее, старую форму с фуражкой продолжали носить до середины 60-х годов, особенно дети младшего возраста.
В 1975 году была введена еще одна форма для мальчиков: синий костюм с открытым воротом — снова без фуражки. Также носили темно-синие рубашки-пиджаки.
Студентам, посещающим профессиональные училища, также была положена форма, включая фуражки со специальными кокардами, хотя не все их носили.
Фуражка ученика начальной школы 1948-1953 гг.
Военизированная форма была введена для школьников в 1948 году, тогда же, когда военная форма была введена для многих гражданских профессий по всему СССР. Эта первая школьная форма была очень темно-серой, почти черной.
Здесь показана фуражка, принадлежащая этой форме. Фуражка в целом соответствует стандарту, встречающемуся в военных фуражках того периода. Тулья и околыш из темно-серой шерсти с белой окантовкой. Черный клеенчатый подбородочный ремень удерживается на месте над черным лакированным козырьком из ДВП двумя очень маленькими, простыми серебряными металлическими пуговицами.
Тонкая штампованная посеребренная металлическая кокарда изображающая стилизованную открытую книгу и листья прикреплена к тулье. Штамповка этой кокарды имеет довольно плохое разрешение по сравнению с более поздними.
Фуражка ученика начальной/средней школы 1954-1961 гг.
Эта фуражка отражает следующую версию формы начальной/средней школы, введенную в 1954 году. Такая модель более доступны, чем предыдущая, что указывает её на более широкое использование.
Средне-серый цвет соответствует новой школьной рубашке и брюкам, введенным в то же время. Тулья и околыш сделаны из ворсистой шерсти, а кант теперь золотисто-желтый.
Козырек из фибрового картона и клеенчатый подбородочный ремень остались прежними, но вся фурнитура (пуговицы и кокарда) теперь позолочены. Форма кокарды была изменена, став более элегантной и гораздо более четкой. Пуговицы также несколько больше, с каймой.
Фуражка учащегося ПТУ 1940-50-х гг.
Эту фуражку носили учащиеся профессионально-технических училищ по крайней мере с 1940 по 1950-е годы. Тулья сшита из плотной темно-сине-черной шерстяной смеси. Кант синий, а околыш из черного бархата.
Козырек из черного ДВП в форме квадратной лопаты. На этих студенческих фуражках можно было найти как козырьки в форме лопаты, так и полукруглые козырьки. Черный клеенчатый подбородочный ремень удерживается на месте никелированными пуговицами с тисненой эмблемой скрещенного ключа и молотка, которая также использовалась железными дорогами после 1943 года.
Та же эмблема прикрепляется через околыш в качестве кокарды. В этот же период для учащихся железнодорожных школ была разрешена версия этой фуражки с малиновым кантом.
Похожую темно-синюю/черную фуражку с синим кантом носили некоторые сотрудники железных дорог с 1955 по 1963 год. Поскольку кокарда и пуговицы также были идентичны, только дата изготовления (если она была) и форма козырька (лопатчатые козырьки постепенно снимались с середины 1950-х годов) могут помочь различить две эти группы.
Фуражка студента профессионально-технического училища 1970-1991 гг.
Это была самая распространенная фуражка ПТУ/ПТО в поздний период СССР. Часто она ошибочно идентифицируется как Железнодорожное профессионально-техническое училище (из-за символа скрещенных молота и гаечного ключа), на самом деле ее носили студенты подавляющего большинства ПТУ (исключением были горнодобывающие училища).
Эта фуражка 1984 года имеет большую тулью после 1968 года, сшитую из темно-синей шерстяной ткани. Она отделана синим кантом (очень близким к васильковому цвету, используемому в фуражках КГБ). Околыш покрыт черным бархатом. У нее небольшой черный пластиковый козырек и черный клеенчатый подбородочный ремень, удерживаемый на месте двумя позолоченными пуговицами в железнодорожном стиле.
Кокарда и эмблема сделаны из позолоченного алюминия с светло-синей или средне-синей окраской в центре. Хотя обе эти эмблемы были «уставными», вы увидите некоторые фотографии студентов в фуражках без них. Эта комбинация кепки и эмблемы использовалась в 1970-х годах, точная дата, когда ПТУ приняли эту комбинацию фуражки и эмблемы неизвестна.
На Украине ПТУ приняли свою собственную комбинацию фуражки и эмблемы. Эта фуражка датирована 1986 годом. В отличие от фуражки выше, тулья и околыш выполнены из темно-синей ткани, хотя кант такой же более светло-голубой.
Козырек пластиковый, как и подбородочный ремень (все пластиковые подбородочные ремни, вместо более ранней клеенки с пластиковым покрытием, стали обычным явлением в самом конце советского периода). Пуговицы ремня — позолоченные пластиковые пуговицы Советской Армии, а не железнодорожные. Оба типа пуговиц использовались взаимозаменяемо на фуражках ПТО.