Железные дороги всегда были жизненно важны для функционирования советского государства — как в военном, так и в экономическом плане.
Когда-то находившееся под контролем Комиссариата/Министерства путей сообщения, позднее независимое советское Министерство путей сообщения отвечало за крупнейшую железнодорожную систему в мире. На пике своего развития оно объединяло 31 отдельную региональную железную дорогу. В его зону ответственности входили линии междугороднего сообщения и метрополитена, но не трамваи, которые подчинялись Министерству жилищно-коммунального хозяйства.
Из всех невоенных фуражек чаще всего можно увидеть именно железнодорожные фуражки, по крайней мере, более поздние. Железнодорожная форма также лучше всего документирована среди гражданских министерств, и практически каждое регламентированное изменение формы с 1943 года доступно.
1943 год стал знаменательным годом в развитии железнодорожной униформы. В тот военный год, когда армия сама проводила масштабную смену униформы, железнодорожная униформа была милитаризована, включив в себя многие из тех же элементов, которые использовались в Красной Армии.
Стандартная униформа была темно-синего цвета (хотя иногда использовался и черный материал), со светло-коричневыми (хаки) и белыми вариантами туник для летней/жаркой одежды. Эти последние цвета на практике, как правило, ограничивались высокопоставленным персоналом и встречались редко.
Погоны, обозначающие звание, также были введены, хотя и относительно ненадолго, будучи заменены нарукавными знаками различия после войны.
Фуражки изготавливались из темно-синей/черной хлопчатобумажной или шерстяной ткани с черной шерстяной или бархатной лентой, отороченной зеленой шерстью. Также существовала версия с верхом цвета хаки, соответствовавшая тунике цвета хаки, и белый чехол для темно-синей фуражки для ношения с белой туникой. Эта форма использовалась до 1955 года, когда после смерти Сталина военный вид был смягчен, и некоторые элементы довоенной формы, такие как ведомственные цветные канты, были вновь введены.
Темно-синяя форма (опять же часто почти черная) оставалась стандартной для зимней одежды и для младшего персонала. Униформа была значительно упрощена в 1963 году, когда цвета кантов были унифицированы обратно до зеленого, а зимняя форма официально стала черной.
Менее всеобъемлющие изменения формы произошли в 1973 и 1979 годах, затронув знаки различия, носимые на кителях и фуражках. Последнее крупное изменение произошло в 1985 году, когда темно-синий цвет заменил черные зимние кители и верхи фуражки — изменения, которые оставались до конца существования СССР.
На протяжении всего этого периода также существовали специализированные фуражки для комендантов станций и сигналистов.
Фуражка рабочего и руководителя 1932-1943 гг.
Кокарда имела форму красивой латунной красной эмалевой звезды с рельефным символом, изображающим приближающийся паровоз, едущий по рельсам. Существует несколько версий этого символа, различающихся, в частности, размером локомотива.
Имейте в виду, что продаются очень хорошие репродукции этой звезды, которые можно различить либо по тому, что они сделаны из алюминия, либо по холодной эмали (краске). На пуговицах оригинальной фуражки того периода также был штамп с тем же символом приближающегося поезда,
Старший/средний персонал железных дорог 1943-1955 гг .
Эта фуражка была частью зимней темно-синей униформы, введенной в 1943 году для всего персонала. В то время как униформа младшего персонала обычно была сине-черного оттенка, та, что была сшита на заказ для более старших должностных лиц железной дороги, обычно была более синего оттенка, как, например, на ворсованной шерстяной тулье фуражки, показанной здесь.
Околыш из черного бархата, который был разрешен только для среднего, старшего и высшего персонала, фуражки, сделанные для младшего персонала и рядовых, имели простой черный тканевый (шерстяной) околыш.
Зеленый кант был стандартным для всего персонала в этот период. Структура фуражки типична для производства 1940-х годов: тулья низкая и небольшая по окружности, а черный козырек из фибрового картона имеет форму лопаты.
Все фуражки железных дорог, за исключением высшего персонала, имели черный клеенчатый подбородочный ремень. Этот ремень удерживался на месте двумя серебристыми металлическими пуговицами с тисненой стандартной эмблемой железных дорог: скрещенными гаечным ключом и молотком.
Самой отличительной чертой фуражек 1943-1955 годов было использование небольшой красной звезды красноармейского образца (сталь, покрытая латунью, с горячей красной эмалью), прикреплённой через тулью. Серебряная эмблема с перекрещенными ключом и молотом прикреплялась через околыш.
Фуражки железнодорожников 1956-1963 гг.
Железнодорожная форма претерпела значительные изменения в 1955 году, сильно повлияв на внешний вид связанных с ними фуражек, с повторным введением отдельной окантовки и утратой красной звезды на тулье
Эксплуатационный участок, младший персонал/рабочий
Фуражку, показанную здесь, носил младший персонал, назначенный в оперативные отделы (перемещения, обслуживание пассажиров и связь), о чем свидетельствует малиновый кант вокруг тульи и околыша. И тулья, и околыш сделаны из темно-сине-черной ворсовой шерсти (оттенок, называемый «невидимым»).
Черный окрашенный фибровый козырек имеет полукруглую форму, что отражает изменения, внесенные в козырьки Советской Армии в начале этого же периода. Клеенчатый подбородочный ремень закреплен двумя никелированными пуговицами железнодорожников.
Знаки различия теперь ограничиваются никелированной латунной кокардой с перекрещенными гаечным ключом и молотом (в данном случае сильно изношенной), прикрепленной через околыш. Хотя официально это была «зимняя» фуражка, большинство младшего персонала носили эти темно-синие/черные фуражки круглый год. Только более высокопоставленные лица могли позволить себе светло-коричневые или белые летние версии.
Тяговый участок, старший/средний персонал
Синий кант на этой фуражке указывает на то, что ее владелец работал в локомотивном или подвижном составе (тяге) железных дорог. Тулья сшита из тяжелой темно-синей/черной шерстяной смеси (а не из ворсовой шерсти как на предыдущей фуражке).
Околыш из черного бархата, который по правилам был разрешен только для среднего/старшего/высшего командного состава. Козырек из черного ДВП в старой квадратной форме лопаты. Нахождение такого козырька на фуражке в этот период, скорее всего, отражает использование фабрикой устаревших запасов. Черный клеенчатый подбородочный ремень, никелированные пуговицы и никелированная железнодорожная кокарда завершают декоративные элементы фуражки.
Эту же фуражку мог носить студент профессионального училища в 1940-х годах. Без даты невозможно различить две группы фуражек, хотя наличие козырька в форме лопаты, который редко использовался после 1955 года, дает основания сделать вывод о происхождении этой фуражки из профессионального училища.
Пути, здания, управление — Старший/средний персонал
Эта фуражка демонстрирует последний из трех цветов канта, использовавшихся в период 1955-1963 гг. — в данном случае зеленый для персонала, назначенного на строительство и обслуживание путей и зданий или в основной состав железных дорог.
Отверстие на передней части тульи было зашито, что указывает на то, что фуражка , вероятно, была произведена в период 1943-1955 гг., когда на это место была прикреплена красная звезда. Как и на фуражке с синим кантом выше, очень темно-синяя ткань тульи представляет собой тяжелую шерстяную смесь диагонального переплетения, выцветшую почти до вида «синих джинсов» на самом верху.
Околыш покрыт черным бархатом, который по правилам был разрешен только для среднего/старшего/высшего состава. Козырек, хотя и полукруглый, также демонстрирует возможное военное происхождение, поскольку он сделан из ДВП окрашенного в черный цвет. Он сильно изношен снизу, обнажая светло-коричневый ДВП.
Изношенный и потрескавшийся клеенчатый подбородочный ремень крепится никелированными пуговицами, а железнодорожная кокарда, также никелированная, приколота к тулье.
Дежурный по железнодорожной станции
Ярко-красный верх этой фуражки был разработан для того, чтобы показать, что ее владелец является дежурным по поезду или станции метро (он же комендант) и, как таковой, имеет последнее слово в работе железной дороги на этом участке. Использование фуражек с красным верхом для обозначения этой должности было и остается обычной практикой на многих европейских железных дорогах.
В советских реалиях, обычно эти фуражки не выдавались отдельным лицам, а оставались на станции для ношения дежурным персоналом по очереди.
Эта конкретная фуражка имеет характерную для того времени маленькую тулью, сшитую из красной ворсовой шерсти. Кант также красный. Околыш из черной шерсти, а не бархата. Черный клеенчатый подбородочный ремень был стандартным, как и никелированные металлические пуговицы и кокарда с перекрещенными ключом и молотом. Козырек из окрашенного в черный цвет ДВП.
Сигнальщик/бригадир путей
Похожую по концепции на красную фуражку описанную выше, фуражки с желтым верхом носили сотрудники, несущие службу в качестве сигнальщика на участке или бригадира путей. Желтый цвет четко обозначал эту функцию для другого персонала, включая машинистов поездов. Фуражка могла даже служить вместо сигнальных флажков, и были изданы руководства о том, как это должно было быть сделано.
Сочетание цветов сигнальщика желтого и зеленого было уникальным в советское время. Тулья сшита из ворсистой желтой шерсти, а околыш и кант из зеленой шерсти. Полукруглый козырек из фибрового картона, клеенчатый подбородочный ремень и серебристые пуговицы были стандартными для этого периода.
Кокарда железнодорожников здесь очень сильно изношена, оригинальный никель сохранился только в щелях латунного основного металла.
Такие фуражки существовали с 1943 года до конца СССР в 1991 году. Тульи всегда были желтыми, а околыш и кант — зелеными. Только размер тульи и кокарды/эмблемы, которые носились на этих фуражках, менялись в соответствии с действующими в то время правилами.
Фуражки железнодорожников 1963-1973 гг.
Униформа железнодорожников была упрощена в 1963 году — прежние разноцветные канты вернулись к стандартному зеленому цвету, который остался и по сей день. Цвет униформы был официально изменен на черный, вместо ранее предписанного темно-синего. На самом деле, это коснулось только более старших должностных лиц железных дорог, поскольку младший персонал носил практически идентичный сине-черный оттенок в течение многих лет. Знаки различия также изменились по форме и размеру кокарды и добавив эмблему крылатого колеса к короне.
Средний персонал железных дорог
Фуражка с тяжелым пластиковым козырьком, характерным для фуражки, сделанной в Украине (похожей на те, что делали для торгового флота). Тулья из высококачественного габардина, а околыш из черного бархата; и то, и другое указывает на владельца как на более старшего должностного лица. Фактически, сочетание черного бархата и клеенчатого подбородочного ремня более конкретно относит его к среднему составу.
Персонал низшего ранга имел бы простые черные шерстяные околыши, а более старший состав имел бы филигранные шнуры из серебра (для старшего состава) или позолоты (для высшего состава). Новая кокарда и эмблема (термин, обычно используемый для значка, носимого на тулье) отштампованы из алюминия.
На стилизованной застежке, удерживающей венок, нарисованы две тонкие красные полоски. Весь персонал носил эти же значки, за исключением старшего состава, который носил вышитые версии, и высшего состава, который носил вышитые символы из позолоченной проволоки.
Пуговицы остались практически неизменными по сравнению с предыдущим периодом — по-прежнему серебряные (с никелевым покрытием) и украшенные тисненым изображением перекрещенных гаечного ключа и молотка.
Летняя фуражка светло-серого цвета, разрешенная среднему/старшему/высшему персоналу железных дорог по правилам 1955 года, оставалась в эксплуатации с новыми кокардой и эмблемой. Белые фуражки также были разрешены для среднего и высшего персонала, но теперь официально ограничивались теми, кто служил на Кавказе, в Средней Азии и на «Юге» (точное определение не дано).
Фуражки железнодорожников 1973-1979 гг.
Хотя в 1973 году были приняты новые правила ношения униформы, они не изменили её цвета (хотя белые чехлы/куртки теперь были отменены).
Младший персонал/рядовой состав железных дорог
И тулья, и околыш этой фуражки 1979 года были из черной шерсти, простой (не бархатный) околыш отмечал владельца как сотрудника младшего персонала или рядового состава. Однако тулья больше по высоте и окружности, что отражает изменения в технических требованиях к дизайну, впервые изложенных для военных фуражек в 1969 году.
Кант остался зеленым на всех фуражках. Козырек из черного лакированного ДВП, подбородочный ремень по-прежнему из черной клеенки с пластиковым покрытием. Правила 1973 года отменили серебряные украшения, а все пуговицы и эмблемы теперь позолочены.
Кокарда 1973 имела форму овала с наложенными скрещенными гаечным ключом и молотом на зеленом окрашенном фоне, окруженном шестилепестковым венком. Эмблема также позолочена и отличается от модели 1963 года деталями как крыльев, так и колеса.
Дежурный по железнодорожной станции
Эта фуражка 1978 года представляет собой более позднюю версию фуражки дежурного офицера станции с красным верхом. Тулья больше, но по-прежнему сшита из ворсистой красной шерсти с соответствующей красной окантовкой. Околыш из простой черной шерсти.
Козырек, один из первых пластиковых, в двухободковом стиле, который часто можно увидеть на фуражках железнодорожников 1970-х и 80-х годов. Черный подбородочный ремень и позолоченные пуговицы являются стандартными, как и позолоченная кокарда 1973 и эмблема крылатого колеса.
Высший руководящий состав железных дорог
Позолоченная вышивка и пуговицы с тиснением Большой печати СССР показывают что эта фуражка принадлежала высшему должностному лицу железных дорог. Датированная 1978 годом, она была частью светло-серой летней формы с соответствующей тканью тульи, зеленым кантом и черным бархатным околышем.
Козырек пластиковый, который не использовался для фуражек общего назначения, изготовленных в Москве, но часто встречался на фуражках украинского производства, особенно тех, которые предназначались для железных дорог.
Позолоченные филигранные шнуры удерживаются на месте двухкомпонентными пуговицами общего образца. И венок кокарды, и крылья короны вышиты позолоченной проволокой на светло-серой ткани, соответствующей ткани тульи, а затем пришиты.
Отдельная кокарда железных дорог прикреплена к центру венка с серой подкладкой. Обратите внимание, как стиль крыльев и венка 1963 отличается от знаков различия модели 1979 года (см. ниже).
Фуражки железнодорожников 1979-1985 гг.
Фуражки, изготовленные в течение этого шестилетнего периода, включали цветовую схему и аксессуары, предписанные правилами 1973, вместе с новыми знаками различия 1979, которые обычно ассоциируются с правилами 1985 года. Черный оставался цветом зимней униформы; светло-серый — летним цветом для среднего/старшего/высшего состава.
Инженер- железнодорожник
За исключением белой ленты в верхней части околыша, эта фуражка 1983 года выпуска демонстрирует стандартные элементы разрешенные для персонала среднего звена. Тулья из черной диагональной шерсти, кант из зеленой шерсти, а околыш из черного бархата (как у среднего/старшего/высшего персонала).
Черный клеенчатый подбородочный ремень удерживается над пластиковым козырьком двумя позолоченными пуговицами с эмблемами ж/д. Оба знака отличия изготовлены из позолоченного анодированного алюминия нового дизайна, цельная литая кокарда особенно толстая по сравнению с более элегантной версией 1973.
Белая лента вокруг околыша идентифицирует эту конкретную фуражку как принадлежащую машинисту локомотива. Знак этого различия развивался с годами: в 1943 году это была серебряная галунная (кружевная) лента шириной 8-10 мм, она была заменена на белую шелковую ленту того же размера после 1955 года (хотя сохранившиеся образцы в российских коллекциях показывают, что некоторые инженеры все еще предпочитали носить серебряное кружево, по крайней мере, до 1970-х годов). Никакого определенного узора для кружева не было установлено, и инженеры, по-видимому, использовали то, что было доступно.
Высшее руководство
Хотя эта фуражка не имеет маркировки, она имеет отличительные признаки того, что была сшита на заказ в портовом городе на берегу Черного моря. Руководители невоенных министерств размещенных на Украине, не часто имели возможность приехать в Москву, чтобы сшить свои фуражки на Центральном экспериментальном производственном комбинате, фабрике, которая чаще всего ассоциируется с советскими генеральскими фуражками.
Следовательно, им приходилось обращаться к местным портным, обслуживающим офицеров торгового флота, у которых был свой собственный уникальный стиль. На этой фуражке задняя часть тульи расширяется в гораздо более выраженной степени (очевидно, придавая более лихой вид), а козырёк из тяжелого многослойного пластика, характерного для фуражек, которые носили старшие офицеры торгового и речного флота.
Тулья из черной шерсти с зеленой окантовкой, а околыш из черного бархата, как и следовало ожидать от фуражки высокопоставленного чиновника. Позолоченные филигранные шнуры поддерживаются генеральскими пуговицами с тиснением Большой печати СССР.
Вышивка позолоченной проволокой на околыше и тулье выполнена в новом дизайне 1979. И венок, и крылья пришиты к черной тканевой подкладке, соответствующей материалу тульи. Позолоченная зеленая кокарда, приколотая по центру венка, также имеет новый дизайн. Эти два знака отличия пришиты к околышу и тулье (внахлест), как это делают старшие офицеры ВМФ и торгового флота.
Главный кондуктор железной дороги 1979-1991 гг.
Эту фуражку с маркировкой 1986 года носил главный кондуктор железной дороги. В то время как остальная часть фуражки является стандартной для чиновника среднего/старшего ранга того периода, витые красные шнуры отличают ее от любой другой, используемой на советских железных дорогах. Эти красные шнуры отличали эту должность по крайней мере с 1955 года.
Как и белый шнурок на фуражке инженера выше, они, по-видимому, не были фабричными и должны были быть получены у местного портного. Следовательно, кажется вероятным, что не было двух таких шнуров, которые были бы совершенно одинаковыми. Они сделаны в «советском» стиле с уникальными скользящими петлями, используемыми для их затягивания вокруг боковых пуговиц и точно иллюстрируют этот очень редкий вариант фуражки железной дороги.
Фуражки железнодорожников 1985-1991 гг.
1985 год ознаменовал собой существенное изменение формы железнодорожников. Среди прочего, темно-синий цвет заменил черный в качестве цвета зимней формы. И это был настоящий темно-синий, а не возврат к сине-черным оттенкам, которые использовались до 1963 года.
Средний/старший персонал железных дорог
Эта фуражка с маркировкой 1989 года имела все элементы, разрешенные для среднего и старшего персонала после 1985 года. Верх темно-синий, кант зеленый, а околыш из черного бархата.
Позолоченные шнуры теперь были разрешены для должностных лиц среднего звена и выше (ранее только высший персонал носил такие шнуры). Они крепились с помощью стандартных позолоченных металлических пуговиц железнодорожников над обычным двухободковым пластиковым козырьком.
Как кокарда, так и эмблема с крылатым колесом остались неизменными с тех пор, как были введены в 1979 году.
Старший персонал
После вступления в силу правил ношения униформы 1985 года только старшему и высшему персоналу было разрешено носить светло-серую летнюю форму. Эта фуражка дополнительно отражает ранг этого должностного лица тем, что околыш из черного бархата и позолоченные шнуры носят вместо черного подбородочного ремня. Козырек и другие аксессуары такие же, как у только что обсуждавшейся фуражки.
Младший/рядовой персонал
Согласно правилам 1985 года, фуражки, принадлежащие младшему и рядовому составу, были идентичны фуражкам среднего/старшего звена, за исключением замены околыша на простую черную шерсть (вместо бархата) и черного подбородочного ремня вместо золотых шнуров у старших должностных лиц.
Эта фуражка 1985 года имеет стандартную темно-синюю тулью с зеленым кантом, черным пластиковым козырьком, позолоченными пуговицами и позолоченными украшениями.
Более яркий синий цвет тульи этой фуражки по сравнению с фуражкой среднего/старшего состава обусловлен не только освещением. На самом деле это два совершенно разных оттенка, демонстрирующих то, что каждый коллекционер советских фуражек должен постоянно иметь в виду: командная экономика СССР придавала большее значение выполнению производственных планов, чем качеству, была весьма восприимчива к задержкам поставок и зависела от огромного количества плохо регулируемых субподрядчиков, что часто приводило к заметным вариациям материалов.