Фуражки артиллерийских, танковых и автомобильных войск СССР 1935-1954
Черные околыши с красным кантом в этот период обозначали артиллерию, танковые войска или автомобильные (также известные как мототранспортные) войска. Офицерам танковых и мототранспортных войск в этот период были разрешены черные бархатные околыши, но рядовым и сержантам полагались околыши из простой черной шерсти, как показано здесь.
Эта фуражка также имеет маркировку подразделения на внутренней стороне хлопковой подкладки — еще один знак фуражки рядового или сержанта. Офицеры покупали свои фуражки в магазинах или делали на заказ, поэтому у них не было нужды в маркировке. Козырек имеет форму лопаты с двумя параллельными гребнями, указывающими на производство до 1955 года, звезда — красная эмалированная сталь, пуговицы и подбородочный ремень являются стандартными для того времени.
Только офицерам танковых или механизированных (автомобильный транспорт и самоходная артиллерия) или прапорщикам разрешалось носить показанный здесь черный бархатный околыш фуражки в этот период.
Красная окантовка вместе с черной окантовкой была вторичным цветовым обозначением этих типов войск. Звезда 1937/47, латунные пуговицы и клеенчатый подбородочный ремень являются стандартными для всего личного состава; хотя темно-зеленая (более светлая хаки) шерстяная тулья обычно была особенностью офицерских фуражек.
Однако закругленный (полукруглый) черный козырек из фибрового картона необычен — учитывая проштампованную дату производства 1949 год. С 1935 по 1946 год армейские козырьки должны были иметь форму лопаты. Затем, в 1947 году, правила предписали новое производство с закругленными козырьками . Однако это не понравилось некоторым старшим командирам Советской Армии, и в 1948 году производство снова переключилось на козырьки в форме лопаты. Эта форма оставалась стандартной до конца 1954 года, когда армейские козырьки раз и навсегда вернулись к округлой форме.
Конкретная фуражка может представлять собой производителя, выполняющего производственный заказ 1949 года всем, что было под рукой (в т. ч. козырьками модели 1946 года) — очень распространенное явление в истории советского производства. Этот факт сам по себе объясняет значительное разнообразие красителей, тканей, отделки и шитья, которые можно встретить. У военных имелись офицеры по контролю качества, назначенные на все заводы, производящие военную продукцию, но не все инспекторы были настолько добросовестными.
Однако эта фуражка, скорее всего была заказана с козырьком такого стиля, отражающим предпочтение самого офицера — независимо от правил! Советская Армия, кажется, допускала больше вариаций в деталях униформы, чем большинство западных армий.
Фуражки танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1955-1957 гг.
Фуражка отличается черным бархатным околышем и красной окантовкой, что указывает на то, что ее носили офицеры танкисты, артиллерии или автомобильного транспорта. В то время как офицеры-танкисты и автомобилисты имели право носить черные бархатные околыши еще до Второй мировой войны, артиллеристам это право впервые было предоставлено в правилах 1955 года. Как и в случае с другими парадными фуражками 1955, тулья собирается из серой ворсовой шерсти, околыши крепятся к новой двухкомпонентной кокарде, а листья прикрепляются через козырек.
Изготовитель этой фуражки — «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ» в Москве был одним из крупнейших производителей фуражек советской эпохи и, наряду с фабрикой «КРАСНЫЙ ВОИН», чаще всего ассоциируется с парадными фуражками 1955.
Многие фуражки выпускались на восточногерманских фабриках. Хотя это и не широко известно, многие советские офицеры, расквартированные в Восточной Европе, пользовались услугами местных портных и швейных фабрик, чтобы шить форму, погоны и фуражки в соответствии с советскими военными стандартами. Конечно, были некоторые различия в том, насколько эти стандарты соблюдались, в зависимости от доступности фактически произведенных в СССР тканей и аксессуаров. Однако часто эти фуражки было трудно отличить внешне от фуражек произведенных в СССР.
Если взглянуть на такую фуражку изнутри, можно увидеть соответствующий штамп, например «VEB HUTE UND MUTZEN» (Народная фабрика шляп и шапок) в Берлине. Единственным другим указанием на ее несоветское происхождение является использование серой налобной ленты в немецком стиле. Поскольку Группа советских войск в Германии была самой крупной, фуражки немецкого производства являются наиболее часто встречающимися из этих иностранных фуражек.
Фуражки танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1958-1968 гг.
Советские офицерские фуражки не изменились в стиле в период с 1955 по 1968 год, за исключением перехода от ворсованной шерстяной тульи к смешанной шерстяной с отчетливым «диагональным» переплетением нитей. Похоже, это произошло в течение нескольких лет в конце 50-х и начале 60-х годов. Следовательно, их могли продолжать производить и носить и в следующий период 1958-1968 годов. На самом деле, эта фуражка была фактически изготовлена в 1953 году, но была модернизирована ранней офицерской кокардой 1955 — тем самым соответствуя правилам униформы 1955 года.
Тулья сделана из темной зеленовато-хаки ворсованной шерсти, часто ассоциируемой с офицерской парадной формой (для которой она могла использоваться до 1955 года). Черная бархатная лента и красная окантовка обозначали род войск и службу (помните: «род войск» характеризовал тип боевой единицы — например, танк, артиллерия и стрелковое подразделение; в то время как «служба» относилась к типам вспомогательных подразделений — например, инженерные, медицинские, железнодорожные и т. д.).
Кокарда первой модели из латуни и горячей эмали прикрепляется через ленту, а вместо золотых шнуров, которые носили с парадными фуражками, используется черный клеенчатый ремешок. Полукруглый козырек изготовлен из прессованного волокна (AKA древесноволокнистая плита).
Эта конкретная фуражка была изготовлена на швейной фабрике Самойловой в Ленинграде в 1961 году и демонстрирует типичные внутренние элементы офицерской фуражки.
Этикетка производителя имеет форму ромба — которая встречается на 90 процентах фуражек, изготовленных в 60-х годах или позже (штампованная маркировка была стандартом в 40-х и 50-х годах). Сравните это с этикетками производителя в форме слезы или подковы, которые обычно можно увидеть на фуражках, изготовленных для генералов.
Внутренняя подкладка — сатин, который «обычно» встречался на офицерских фуражках, в отличие от простого хлопка, используемого на солдатских фуражках.
Потница сделана из серой искусственной кожи (стандарт для фуражек советской эпохи), и это является одним из лучших способов идентификации подлинных фуражек. По какой-то причине, серый цвет редко используется современными бывшими советскими заводами — блестящие коричневые или черные повязки указывают на производство после 1991 года. Два оранжевых штампа указывают размер и год выпуска.
Двухсекционная алюминиевая кокарда, золотые шнуры, черный окрашенный козырек из ДВП и двухсекционные латунные и стальные пуговицы (пластиковые пуговицы появились в 1970-х годах) завершают комплектацию фуражки.
Парадная фуражка танковых/артиллерийских войск — аналог повседневной. Единственное отличие — это черный бархатный ободок с красной окантовкой, который отмечает эти два рода войск. Тулья — из смеси шерсти цвета темного хаки, козырек — из фибрового картона, а позолоченная кокарда 1955 — ранняя латунная и эмалевая двухкомпонентная. Высококачественные двухкомпонентные латунные пуговицы удерживают золотые филигранные шнуры.
Фуражки, которые носили солдаты, назначенные в танковые, артиллерийские и автотранспортные части, отличались от офицерских фуражек как использованием звезды вместо кокарды, так и материалом, используемым для околыша. По уставу, призывники должны были носить простые черные шерстяные околыши, в то время как их офицерам были разрешены черные бархатные околыши.
Фуражки офицеров танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1969-1979 гг.
Эта фуражка носилась на повседневной службе танковыми и артиллерийскими генералами. Модель 1969 с более крупной тульей, но в остальном она практически идентична тем, которые носили в конце 1950-х и начале 1960-х годов.
Она относительно простая; только с полностью позолоченной кокардой 1955, латунными пуговицами с Большой печатью СССР и позолоченными шнурами. Эта фуражка была заменена в 1980 году новой, с вышитой лентой из лавровых листьев.
Светло-серая куртка и фуражка были разрешены для летнего ношения генералами с 1955 года, но до 1969 года служили альтернативной повседневной униформой летом. В правилах 1969 года она была повышена до парадно-выходной формы, предназначенной для ношения на официальных (но не парадных) военных и гражданских мероприятиях. Отражая ее более высокий статус, венок с 14 листьями теперь был вышит на околыше, окружая позолоченную кокарду генерала 1955.
Здесь показана фуражка, принадлежащая либо танковому, либо артиллерийскому генералу, что определяется по черному бархатному околышу и красной окантовке. Светло-серая тулья сделана из тонкой габардиновой ткани. Обратите внимание, что шнуры по-прежнему выполнены из золотой филиграни, а козырек — из черного лакированного ДВП, а не из кожи.
Внутренняя часть этих серых фуражек обычно такая же, как и на парадных зелёных фуражках. Однако большинство генеральских фуражек 1969 теперь маркировались годом изготовления (в данном случае снова 1970) — в отличие от тех, что были сделаны в 1950-х и начале 1960-х годов. Штампованный год изготовления продолжал быть стандартом на генеральских фуражках до конца 1980-х годов, когда его опять перестали указывать.
Хотя светло-серая парадная форма оставалась до 1991 года, ее фуражка (показанная здесь) была официально снята с производства в 1980 году в пользу зеленой фуражки.
Генералы танковых и артиллерийских войск носили фуражку, показанную здесь, на параде в течение всего этого периода и с серой выходной формой после того, как серая фуражка была снята с производства в 1980 году. Эта фуражка датируется 1970 годом и поэтому представляет собой самую раннюю из серии 1969 с их более крупными тульями. Околыш из черного бархата, кант красный, а вся вышивка выполнена позолоченной проволокой. Пуговицы по-прежнему металлические.
Эта фуражка должна была быть постепенно выведена из эксплуатации в соответствии с правилами 1989 года, когда все генералы армии должны были носить красные полосы и канты. Однако, похоже, что это изменение не произошло до распада СССР в 1991 году.
Фуражки военнослужащих танковых/артиллерийских/автомобильных войск СССР 1980-1991 гг.
В отличие от офицеров, рядовые и сержанты не носили зеленую форму для парада или парадных целей. Вместо этого они носили форму цвета хаки с открытым воротником, во многом похожую на офицерскую форму.
Однако призывники отличались рядом элементов формы. Самым ярким элементом на фуражке призывника позднего выпуска, показанной здесь, является кокарда, которая была введена в 1969 году. Первоначально отлитая из алюминия из двух частей, 99% используемых были цельными (как показано здесь).
Обратите внимание, что околыш сделан из простой черной шерсти, а не из черного бархата. Это было зарезервировано для офицеров избранных родов войск, хотя после 1980 года все больше и больше призывников, по-видимому, покупали собственные фуражки с бархатной оправой.
Подбородочный ремень из черного пластика, как и козырек, что снова указывает на то, что он был произведен в 1980-х годах.
Пуговицы из позолоченного пластика советского армейского типа.
Эта фуражка выпущена в 1989 году, у нее пластиковый козырек, алюминиевая кокарда и золотые шнуры. Единственное отличие — пуговицы — они пластиковые. На этом этапе практически все пуговицы фуражек были пластиковыми.
Эту же фуражку, но с простым черным шерстяным околышем носили офицеры инженерных войск и других специальных войск, пока им тоже не разрешили носить черный бархат в 1980 году.
Черная бархатная полоса обозначает владельца этой фуражки как офицера, прапорщика или старшего сержанта танка, артиллерии, автотранспорта или железной дороги. Хотя это и не было разрешено, другие офицеры специальных войск обычно тоже носили бархатные полосы в этот период, что, вероятно, привело к решению в 1980 году стандартизировать все офицерские фуражки с черными полосами на бархате.
Отличие этой фуражки в том, что у нее двухкомпонентные металлические пуговицы и черный окрашенный козырек из ДВП, а не пластиковый. Хотя дата стерта, это указывает на то, что эта фуражка была изготовлена до 1985 года.
Повседневная фуражка для генералов армии. Эта фуражка 1981 года выпуска несет уникальную вышивку, разрешенную для таких фуражек с 1980 года, после отмены серой выходной фуражки, которая имела похожую вышивку. Проволочная вышивка на фуражке отличается тем, что венок, окружающий кокарду, имеет всего 8 листьев, вместо 14, которые можно было увидеть на более ранней серой фуражке.
Остальная часть фуражки стандартная 1969 — черный бархат и красный кант, полностью позолоченная кокарда 1955, позолоченные пластиковые пуговицы генерала, золотые филигранные шнуры и черный козырек из фибрового картона.